РП ОУД.11 Экология 72

Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентин
а
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я
подтверждаю этот
документ
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-05-18 18:32:11
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «ПГК»
_________ О.А.Димова
«___»______________2021г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 ЭКОЛОГИЯ

Приаргунск 2021г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе рекомендаций ФГАУ «ФИРО» «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования» № 06259 от 17.03.2015 г., с учетом требований ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования. Программа разработана для профессии
Естественнонаучного профиля базовой подготовки:
43.01.09. Повар, кондитер.
Организация – разработчик: ГПОУ «ПГК»
Разработчик:
Воронова Надежда Викторовна, преподаватель ГПОУ «ПГК».
Вторушина Эрикназ Аваговна, зам. директора по НМР ГПОУ «ПГК»
Рассмотрено на заседании ПЦК
общеобразовательного цикла
Протокол№__ от «__»________2021 г.
Председатель ПЦК
_____________________ Протасова Ф. Р.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

3

ОСВОЕНИЯ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 ЭКОЛОГИЯ
1.1.
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО естественно-научного
профиля: профессии 43.01.09. Повар, кондитер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экология» относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
• личностных:
Л1. устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
Л2. готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
Л3. объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
Л4. умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды,
бытовой и производственной деятельности человека;
Л5. готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической
направленности, используя для этого доступные источники информации;
Л6. умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития;
Л7. умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению
общих задач в области экологии;
• метапредметных:
М1. овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
М2. применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
М3. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
М4. умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• предметных:
П1. сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических
связях в системе «человек—общество — природа»;
П2. сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
П3. владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях,
связанных с выполнением типичных социальных ролей;
П4. владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды,
здоровья и безопасности жизни;
П5. сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей
среде;

4

П6.сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы
компетенций.
Шифр
комп.

Наименование
компетенций

Дескрипторы (показатели сформированности)

ОК 01

Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности,
применительно к
различным контекстам.

Распознавание сложных проблемные ситуации в различных
контекстах.
Проведение анализа
сложных ситуаций
при решении задач
профессиональной
деятельности
Определение этапов
решения задачи.
Осуществление эффективного поиска.
Выделение всех возможных источников
нужных ресурсов, в
том числе неочевидных. Разработка детального плана действий

ОК 2

Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации, необходимой для
выполнения задач
профессиональной деятельности.

Планирование
информационного поиска из широкого
набора источников,
необходимого
для
выполнения профессиональных задач
Проведение анализа
полученной информации, выделяет в
ней главные аспекты.
Структурировать
отобранную информацию в соответствии с параметрами
поиска;
Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности
5

Умения

Знания

Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или
социальном контексте;
Анализировать
задачу и/или проблему и выделять
её составные части;
Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
Составить план
действия,
Определить необходимые ресурсы.
Определять задачи поиска информации
Определять необходимые источники информации
Планировать процесс поиска
Структурировать
получаемую информацию
Выделять наиболее значимое в
перечне информации
Оценивать практическую значимость результатов
поиска
Оформлять результаты поиска

Актуальный
профессиональный и социальный контекст, в
котором приходится работать и
жить;
Основные источники информации и ресурсы для решения
задач и проблем
в профессиональном и/или
социальном
контексте.
Алгоритмы выполнения работ
в профессиональной и
смежных областях.
Номенклатура
информационных источников
применяемых в
профессиональной деятельности
Приемы структурирования
информации
Формат оформления результатов поиска информации

ОК 3

ОК 4

ОК 6

ОК 7

Планировать и
реализовывать
собственное профессиональное и
личностное развитие.

Работать в коллективе и команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами,
руководством,
клиентами.
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей,
применять стандарты антикоррупционногоповедения.
Содействовать
сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Современная
научная и профессиональная
терминология
Возможные траектории профессионального
развития и самообразования
Организовывать
Психология
работу коллектива коллектива
и команды
Психология
Взаимодействоличности
ватьс коллегами,
руководством,
клиентами.
Описывать знаСущность гражчимость своей
данскопрофессии
патриотической
позиции
Общечеловеческие ценности
Правила поведения в ходе
выполнения
профессиональной деятельности

Применение современной научной
профессиональной
терминологии
Определение траектории профессионального развития и
самообразования
Участие в деловом
общении для эффективного решения деловых задач
Планирование профессиональной деятельность
Понимать значимость своей профессии (специальности)
Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей.

Выстраивать траектории профессионального и
личностного развития

Соблюдение правил
экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте

Соблюдать нормы
экологической
безопасности
Определять
направления ресурсосбережения
в рамках профессиональной деятельности по
профессии (специальности)

6

Правила экологической безопасности при
ведении профессиональной
деятельности
Основные ресурсы задействованные в
профессиональной деятельности
Пути обеспечения ресурсосбережения.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
Объем образовательной программы
В том числе самостоятельная работа обучающегося
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

7

Объем часов
72
72
6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экология
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

1
Введение.

2
Содержание учебного материала:
1
Объект изучения экологии – взаимодействие живых
систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях.

3
2
2

2

Раздел 1.
1. Экология как научная
дисциплина
Тема 1.1.
Общая экология

Тема 1.2 Прикладная экология

.Роль экологии в формировании современной картины
мира и в практической деятельности людей. Значение
экологии при освоении профессий и специальностей
среднего профессионального образования
в т.ч. самостоятельная работа студента подготовить
конспект по теме: « Круговорот веществ в природе»
1 час

Содержание учебного материала
1
Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция.
Экологические проблемы: региональные и глобальные.
Содержание учебного материала
1
Причины возникновения глобальных экологических
проблем.Возможные способы решения глобальных
экологических проблем

Уровень освоения

Коды компетенции, формированию
которых способствует элемент программы

4
1

ОК 07
П1 П2П3П4П5

1

2
2

2

2
2

2

ОК 07 П1
П2П3П4П5

8

2

Экосистема. Биосфера.
В том числе самостоятельная работа – составление
схемы «Экосистема городов»

Раздел 2.
Среда обитания и
экологическая безопасность.
Тема 2.2 Городская среда

Содержание учебного материала
1
Городская квартира и требования к её экологической
безопасности.
2
Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства
в городе.
3
Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе.

12
2

1

2

2

2

2

Экологические проблемы промышленных и бытовых
отходов в городе. Твёрдые бытовые отходы и способы
их утилизации. Современные способы переработки
промышленных и бытовых отходов
5
Особенности среды обитания человека в условиях
сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.
Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.
в т.ч. самостоятельная работа студента
Составить конспекты концепт идеальной городской
квартиры , о болезнях городского населения, вызванные экологическими загрязнениями 1 час
Контрольная работа.№1

2

Содержание учебного материала
1
Глобальные экологические проблемы и способы их
решения. Возникновение экологических понятий
«устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция

4
2

4

Раздел 3.
Концепция устойчивого развития.
Тема 3.1.
Возникновение концепции
устойчивого развития.

ОК 02,03,07 П1
П2П3П4П5

2

3

2

1
4

1

ОК 02,03,07 П1
П2П3П4П5
9

Тема 3.2.
«Устойчивость и развитие».

Раздел 4.
Охрана природы
Тема 4.1.
Природоохранная деятельность.

2

взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели
«устойчивость и развитие
Способы решения экологических проблем в рамках
концепции «Устойчивость и развитие». Экономическая, социальная, культурная и экологическая способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития.
в том числе самостоятельная работа обучающихся:
написать индекс живой природы (1 час)

2

2

Содержание учебного материала
1. История охраны природы в России. Типы организаций,
способствующих охране природы.
2. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники
природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России
3. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических
проблем.
4. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных
ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России.
Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления
экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов)

29

5. Окружающая человека среда и её компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная
среда.
6. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль качества воздуха, воды,
продуктов питания

2

1

2

2

2

ОК 03,04,06,07
П1 П2П3П4П5

2

ОК 03,04,06,07
П1 П2П3П4П5

2
1

2
2

2
ОК 03,04,06
07П1
П2П3П4П5 П6

10

Тема 4.2 Экономический, со-

7. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, её специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».
Контрольная работа№2.
8. Демография и проблемы экологии.

2

2

1
2

2
2

9. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие
«загрязнение среды».
В том числе самостоятельная работа обучающихся
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей среды обучающегося. (1 час)
10. Шум и вибрация в городских условиях.

2

2

2

2

11. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека В том числе самостоятельная работа обучающихся
Сообщение о болезнях городского населения, вызванные
экологическими загрязнениями (1 час)
12. Материалы, используемые в строительстве жилых домов
и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства
13. Материалы, используемые при дорожном строительстве в
городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог
В том числе самостоятельная работа обучающихся :Описание
своего жилья на предмет наличия полимерных материалов в
отделке (1 час)
Контрольная работа №3

2

2

3

2

ОК 03,04,07 П1
П2П3П4П5

3

2

ОК 03,04,07 П1
П2П3П4П5

Содержание учебного материала

20

ОК 03,04,07 П1
П2П3П4П5
ОК 03,04,07 П1
П2П3П4П5

ОК 03,04,07 П1
П2П3П4П5
ОК 03,04,07 П1
П2П3П4П5

1

11

циальный, культурный и
экологический способы
устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние

1. Экономический, социальный, культурный и экологический
способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.

4

2

ОК 03,04,07 П1
П2П3П4П5

2. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России. Природные ресурсы и их охрана.
3. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана почвенных ресурсов в России.
4. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).
5. Охрана биологических ресурсов в России. Заповедники,
заказники, национальные арки, памятники природы России.
6. Итоговая контрольная работа

3

2

3

2

4

2

ОК 03,04,07 П1
П2П3П4П5
ОК 03,04,07 П1
П2П3П4П5
ОК 03,04,07 П1
П2П3П4П5

4

2

Итог

72

2

ОК 03,04,07 П1
П2П3П4П5
П1П2П3П4
П5П6

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Экологические основы природопользования»
требует наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- нормативно-правовые документы.
Технические средства обучения: мультимедиа-проектор, компьютер, колонки,
набор ЦОР по дисциплине (презентации к лекциям, видеоопыты, анимационные схемы и
модели работы машин и установок, модели физико-химических процессов).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Е.В.Титова Экология. учебник профессиональное образование., 5- издание, стереотипное.. М. издательский центр «Академия» 2017г.
Дополнительные источники
1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования.: Учебник. –
М.:ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003. 256с.
2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб.пособие для
учреждений сред.проф.образования/В.М.Константинов, Ю.Б.Челидзе. – 11-е изд., стер. –
М.: Издательский центр «Академия», 2011. -240с.
3.Тутикин Е.И.Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб.пособие для нач.проф.образования. – 2-е изд., стереотип. – М.:ИРПО;
Изд.центр «Академия»,2000.- 384с.
4. Энциклопедия для детей. Экология/ред.коллегия:.М.Аксёнова, В.Володин,
Г.Вильчек, Е.ЯАнаньева и др.- М.:Мир энциклопедий Аванта +, 2007. – 448с.: ил.

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Критерии
Формы и методы контроля и
Результаты обучения
оценивания
оценки результатов обучения
П1. сформированность представлений
Критерии 1
- устный опрос;
об экологической культуре как услоКритерии 2
- письменный опрос, в том
вии достижения устойчивого (сбаланКритерии 3
числе блиц-опрос
сированного) развития общества и
-решение ситуационных задач
природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;
П2. сформированность экологического
мышления и способности учитывать и
оценивать экологические последствия
в разных сферах деятельности;
П3. владение умениями применять
экологические знания в жизненных
ситуациях, связанных с выполнением
типичных социальных ролей;
П4. владение знаниями экологических
императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения
окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
П5. сформированность личностного
отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за
экологические последствия своих действий в окружающей среде;
П6.сформированность способности к
выполнению проектов экологически
ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
1.
Критерии оценивания устного опроса
Оценка «5» ставится, если студент: 1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения,
применить знания на практике 3) излагает материал последовательно и правильно. Оценка
14

«4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для
оценки «5», но допускает 1-2 ошибки Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает
знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности 2) излагает материал непоследовательно и допускает
ошибки. Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа, беспорядочно
и неуверенно излагает материал.
2.
Критерии оценивания письменного опроса
«5» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал точной ссылкой на
изученный материал;
«4» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются
сомнения;
«3» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал формулировками при
неполном использовании понятийного аппарата дисциплины;
«2» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал.
3.
Критерии оценивания ситуационных задач
«5» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал точной ссылкой
формулу, правило, закономерность, явление;
«4» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются
сомнения в точности ссылки на формулу, правило, закономерность, явление;
«3» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал общей ссылкой на
формулу, правило, закономерность, явление;
«2» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал ссылкой формулу,
правило, закономерность, явление.
5. Возможности использования программы в других ПООП
Программа дисциплины ОУД.11 «Экология» может быть использована в программах подготовки квалифицированных рабочих и служащих

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».