Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженова Валентин а Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-05-18 18:32:11 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР ГПОУ «ПГК» _________ О.А.Димова «___»______________2021г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 ЭКОЛОГИЯ Приаргунск 2021г. Программа учебной дисциплины разработана на основе рекомендаций ФГАУ «ФИРО» «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования» № 06259 от 17.03.2015 г., с учетом требований ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования. Программа разработана для профессии Естественнонаучного профиля базовой подготовки: 43.01.09. Повар, кондитер. Организация – разработчик: ГПОУ «ПГК» Разработчик: Воронова Надежда Викторовна, преподаватель ГПОУ «ПГК». Вторушина Эрикназ Аваговна, зам. директора по НМР ГПОУ «ПГК» Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла Протокол№__ от «__»________2021 г. Председатель ПЦК _____________________ Протасова Ф. Р. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 3 ОСВОЕНИЯ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 ЭКОЛОГИЯ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО естественно-научного профиля: профессии 43.01.09. Повар, кондитер. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Экология» относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: • личностных: Л1. устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии; Л2. готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания; Л3. объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества; Л4. умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; Л5. готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; Л6. умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; Л7. умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии; • метапредметных: М1. овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды; М2. применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; М3. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике; М4. умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; • предметных: П1. сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»; П2. сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; П3. владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; П4. владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; П5. сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; 4 П6.сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций. Шифр комп. Наименование компетенций Дескрипторы (показатели сформированности) ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. Распознавание сложных проблемные ситуации в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности Определение этапов решения задачи. Осуществление эффективного поиска. Выделение всех возможных источников нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разработка детального плана действий ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач Проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурировать отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности 5 Умения Знания Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Составить план действия, Определить необходимые ресурсы. Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации ОК 3 ОК 4 ОК 6 ОК 7 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционногоповедения. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Современная научная и профессиональная терминология Возможные траектории профессионального развития и самообразования Организовывать Психология работу коллектива коллектива и команды Психология Взаимодействоличности ватьс коллегами, руководством, клиентами. Описывать знаСущность гражчимость своей данскопрофессии патриотической позиции Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности Применение современной научной профессиональной терминологии Определение траектории профессионального развития и самообразования Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач Планирование профессиональной деятельность Понимать значимость своей профессии (специальности) Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. Выстраивать траектории профессионального и личностного развития Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте Соблюдать нормы экологической безопасности Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности) 6 Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности Основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности Пути обеспечения ресурсосбережения. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем Объем образовательной программы В том числе самостоятельная работа обучающегося Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 7 Объем часов 72 72 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экология Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов 1 Введение. 2 Содержание учебного материала: 1 Объект изучения экологии – взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. 3 2 2 2 Раздел 1. 1. Экология как научная дисциплина Тема 1.1. Общая экология Тема 1.2 Прикладная экология .Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования в т.ч. самостоятельная работа студента подготовить конспект по теме: « Круговорот веществ в природе» 1 час Содержание учебного материала 1 Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Содержание учебного материала 1 Причины возникновения глобальных экологических проблем.Возможные способы решения глобальных экологических проблем Уровень освоения Коды компетенции, формированию которых способствует элемент программы 4 1 ОК 07 П1 П2П3П4П5 1 2 2 2 2 2 2 ОК 07 П1 П2П3П4П5 8 2 Экосистема. Биосфера. В том числе самостоятельная работа – составление схемы «Экосистема городов» Раздел 2. Среда обитания и экологическая безопасность. Тема 2.2 Городская среда Содержание учебного материала 1 Городская квартира и требования к её экологической безопасности. 2 Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. 3 Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. 12 2 1 2 2 2 2 Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твёрдые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов 5 Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства. в т.ч. самостоятельная работа студента Составить конспекты концепт идеальной городской квартиры , о болезнях городского населения, вызванные экологическими загрязнениями 1 час Контрольная работа.№1 2 Содержание учебного материала 1 Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция 4 2 4 Раздел 3. Концепция устойчивого развития. Тема 3.1. Возникновение концепции устойчивого развития. ОК 02,03,07 П1 П2П3П4П5 2 3 2 1 4 1 ОК 02,03,07 П1 П2П3П4П5 9 Тема 3.2. «Устойчивость и развитие». Раздел 4. Охрана природы Тема 4.1. Природоохранная деятельность. 2 взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «устойчивость и развитие Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономическая, социальная, культурная и экологическая способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития. в том числе самостоятельная работа обучающихся: написать индекс живой природы (1 час) 2 2 Содержание учебного материала 1. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. 2. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России 3. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. 4. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов) 29 5. Окружающая человека среда и её компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. 6. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль качества воздуха, воды, продуктов питания 2 1 2 2 2 ОК 03,04,06,07 П1 П2П3П4П5 2 ОК 03,04,06,07 П1 П2П3П4П5 2 1 2 2 2 ОК 03,04,06 07П1 П2П3П4П5 П6 10 Тема 4.2 Экономический, со- 7. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, её специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды». Контрольная работа№2. 8. Демография и проблемы экологии. 2 2 1 2 2 2 9. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды». В том числе самостоятельная работа обучающихся Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей среды обучающегося. (1 час) 10. Шум и вибрация в городских условиях. 2 2 2 2 11. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека В том числе самостоятельная работа обучающихся Сообщение о болезнях городского населения, вызванные экологическими загрязнениями (1 час) 12. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства 13. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог В том числе самостоятельная работа обучающихся :Описание своего жилья на предмет наличия полимерных материалов в отделке (1 час) Контрольная работа №3 2 2 3 2 ОК 03,04,07 П1 П2П3П4П5 3 2 ОК 03,04,07 П1 П2П3П4П5 Содержание учебного материала 20 ОК 03,04,07 П1 П2П3П4П5 ОК 03,04,07 П1 П2П3П4П5 ОК 03,04,07 П1 П2П3П4П5 ОК 03,04,07 П1 П2П3П4П5 1 11 циальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние 1. Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. 4 2 ОК 03,04,07 П1 П2П3П4П5 2. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России. Природные ресурсы и их охрана. 3. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана почвенных ресурсов в России. 4. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов). 5. Охрана биологических ресурсов в России. Заповедники, заказники, национальные арки, памятники природы России. 6. Итоговая контрольная работа 3 2 3 2 4 2 ОК 03,04,07 П1 П2П3П4П5 ОК 03,04,07 П1 П2П3П4П5 ОК 03,04,07 П1 П2П3П4П5 4 2 Итог 72 2 ОК 03,04,07 П1 П2П3П4П5 П1П2П3П4 П5П6 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины «Экологические основы природопользования» требует наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - нормативно-правовые документы. Технические средства обучения: мультимедиа-проектор, компьютер, колонки, набор ЦОР по дисциплине (презентации к лекциям, видеоопыты, анимационные схемы и модели работы машин и установок, модели физико-химических процессов). 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Е.В.Титова Экология. учебник профессиональное образование., 5- издание, стереотипное.. М. издательский центр «Академия» 2017г. Дополнительные источники 1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования.: Учебник. – М.:ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003. 256с. 2. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб.пособие для учреждений сред.проф.образования/В.М.Константинов, Ю.Б.Челидзе. – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. -240с. 3.Тутикин Е.И.Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб.пособие для нач.проф.образования. – 2-е изд., стереотип. – М.:ИРПО; Изд.центр «Академия»,2000.- 384с. 4. Энциклопедия для детей. Экология/ред.коллегия:.М.Аксёнова, В.Володин, Г.Вильчек, Е.ЯАнаньева и др.- М.:Мир энциклопедий Аванта +, 2007. – 448с.: ил. 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Критерии Формы и методы контроля и Результаты обучения оценивания оценки результатов обучения П1. сформированность представлений Критерии 1 - устный опрос; об экологической культуре как услоКритерии 2 - письменный опрос, в том вии достижения устойчивого (сбаланКритерии 3 числе блиц-опрос сированного) развития общества и -решение ситуационных задач природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»; П2. сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; П3. владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; П4. владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; П5. сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; П6.сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. 1. Критерии оценивания устного опроса Оценка «5» ставится, если студент: 1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике 3) излагает материал последовательно и правильно. Оценка 14 «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности 2) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки. Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа, беспорядочно и неуверенно излагает материал. 2. Критерии оценивания письменного опроса «5» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал точной ссылкой на изученный материал; «4» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения; «3» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал формулировками при неполном использовании понятийного аппарата дисциплины; «2» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал. 3. Критерии оценивания ситуационных задач «5» - студент ясно изложил условие задачи, решение обосновал точной ссылкой формулу, правило, закономерность, явление; «4» - студент ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения в точности ссылки на формулу, правило, закономерность, явление; «3» - студент изложил условие задачи, но решение обосновал общей ссылкой на формулу, правило, закономерность, явление; «2» - студент не уяснил условие задачи, решение не обосновал ссылкой формулу, правило, закономерность, явление. 5. Возможности использования программы в других ПООП Программа дисциплины ОУД.11 «Экология» может быть использована в программах подготовки квалифицированных рабочих и служащих 15