РП ОУД. 06 ОБЖ

Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентин
а
Владими
ровна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-05-14 08:14:05
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю:
Заместитель директора по УПР
ГПОУ «ПГК»
___________О.А. Димова
«__»_____________ 2021 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.06 «Основы безопасности жизнедеятельности»
по профессии
43.01.09 Повар, кондитер

п. Приаргунск 2021 г.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
«ОБЖ», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №
06-259).
Программа разработана для профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Организация-разработчик: ГПОУ «Приаргунский государственный колледж»
Разработчики: Калапова Оксана Владимировна, преподаватель ГПОУ «ПГК»
Петрова Мария Александровна, преподаватель ГПОУ «ПГК»

Рассмотрено
на заседании ПЦК общеобразовательного цикла
Протокол № __ от «___»________2021 г.
Председатель ПЦК
_____________________ Протасова Ф. Р.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА ПРИМЕРНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 43.01.09 Повар, кондитер.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «ОБЖ» предназначена для
изучения основ безопасности жизнедеятельности в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования по
программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее ППКРС) СПО на
базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Рабочая программа по общеобразовательной подготовке учебной дисциплины
«ОБЖ» составлена на основе профессиональной примерной программы «ОБЖ» для профессии СПО 43.01.09 Повар, кондитер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах
ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
— в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО
или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
личностные результаты:
ЛР 1 развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
ЛР 2 готовность к служению Отечеству, его защите;
ЛР 3 формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
ЛР 4 исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
ЛР 5 воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной
среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
ЛР 6 освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
метапредметные результаты:
МПР 1 овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные
связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
МПР 2 овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
1.1.

4

МПР 3 формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
МПР 4 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников
и новых информационных технологий;
МПР 5 развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
МПР 6 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
МПР 7 умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников;
МПР 8 умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
МПР 9 умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия,
проектировать модели личного безопасного поведения;
МПР 10 умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в
дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных
ситуациях;
МПР 11 знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
МПР 12 локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
МПР 13 формирование установки на здоровый образ жизни;
МПР 14 развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
предметные результаты:
ПР 1 сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость
личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
ПР 2 знание основ государственной системы, российского законодательства,
направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
ПР 3 сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма,
терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
ПР 4 сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве
обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
ПР 5 знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
ПР 6 знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека,
ПР 7 знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и
правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
ПР 8 умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
5

ПР 9 умение применять полученные знания в области безопасности на практике,
проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
ПР 10 знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об
обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина
до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт
военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
ПР 11 знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
ПР 12 владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;
1.4. В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих
компетенций:
Шифр Наименование Дескрипторы (показатекомп.
компетенций ли сформированности)
Умения
Знания
ОК 1

Выбирать
способы решения задач
профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.

Распознавание сложных
проблемные ситуации в
различных контекстах.
Проведение анализа
сложных ситуаций при
решении задач профессиональной деятельности
Определение этапов решения задачи.
Определение потребности в информации
Осуществление эффективного поиска.
Выделение всех возможных источников нужных
ресурсов, в том числе
неочевидных. Разработка
детального плана действий
Оценка рисков на каждом шагу
Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и
его реализации, предлагает критерии оценки и
рекомендации по улучшению плана.

Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или
социальном контексте;
Анализировать
задачу и/или проблему и выделять
её составные части;
Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или
проблемы;
Составить план
действия,
Определить необходимые ресурсы;
Владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах;
Реализовать составленный план;
Оценивать результат и последствия своих дей-

Актуальный
профессиональный и социальный контекст, в
котором приходится работать и
жить;
Основные источники информации и ресурсы для решения
задач и проблем
в профессиональном и/или
социальном
контексте.
Алгоритмы выполнения работ
в профессиональной и
смежных областях;
Методы работы
в профессиональной и
смежных сферах.
Структура плана
для решения задач
Порядок оценки
результатов ре6

ОК 2

Осуществлять
поиск, анализ
и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения
задач профессиональной
деятельности.

Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для
выполнения профессиональных задач
Проведение анализа полученной информации,
выделяет в ней главные
аспекты.
Структурировать отобранную информацию в
соответствии с параметрами поиска;
Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности

ОК 3

Планировать
и реализовывать собственное
профессиональное и
личностное
развитие.

Использование актуальной нормативноправовой документацию
по профессии (специальности)
Применение современной научной профессиональной терминологии
Определение траектории
профессионального развития и самообразования

ствий (самостоятельно или с помощью наставника).
Определять задачи поиска информации
Определять необходимые источники информации
Планировать процесс поиска
Структурировать
получаемую информацию
Выделять наиболее значимое в
перечне информации
Оценивать практическую значимость результатов
поиска
Оформлять результаты поиска
Определять актуальность нормативно-правовой
документации в
профессиональной деятельности
Выстраивать траектории профессионального и
личностного развития

ОК 4

Работать в
коллективе и
команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами.
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на госу-

Грамотно устно и письменно излагать свои
мысли по профессиональной тематике на
государственном языке

Излагать свои
мысли на государственном языке
Оформлять доку-

ОК 5

шения задач
профессиональной деятельности
Номенклатура
информационных источников,
применяемых в
профессиональной деятельности
Приемы структурирования
информации
Формат оформления результатов поиска информации

Особенности
социального и
культурного
контекста
Правила оформ-

Содержание актуальной нормативно-правовой
документации
Современная
научная и профессиональная
терминология
Возможные траектории профессионального
развития и самообразования
Участие в деловом обОрганизовывать
Психология
щении для эффективного работу коллектива коллектива
решения деловых задач
и команды
Психология
Планирование професВзаимодействоличности
сиональной деятельность ватьс коллегами,
Основы проектруководством,
ной деятельноклиентами.
сти

7

ОК 6

ОК 7

ОК 9

дарственном
языке с учетом особенностей социального и
культурного
контекста.
Проявлять
гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать
осознанное
поведение на
основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного
поведения.
Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях.

Проявление толерантность в рабочем коллективе

менты

ления документов.

Понимать значимость
своей профессии (специальности)
Демонстрация поведения
на основе общечеловеческих ценностей.

Описывать значимость своей
профессии
Презентовать
структуру профессиональной
деятельности по
профессии (специальности)

Сущность гражданскопатриотической
позиции
Общечеловеческие ценности
Правила поведения в ходе
выполнения
профессиональной деятельности

Соблюдение правил экологической безопасности
при ведении профессиональной деятельности;
Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем
месте

Соблюдать нормы
экологической
безопасности
Определять
направления ресурсосбережения
в рамках профессиональной деятельности по
профессии (специальности)

Использовать
информационные технологии в профессиональной деятельности.

Применение средств информатизации и информационных технологий
для реализации профессиональной деятельности

Правила экологической безопасности при
ведении профессиональной
деятельности
Основные ресурсы, задействованные в
профессиональной деятельности
Пути обеспечения ресурсосбережения.
Применять средСовременные
ства информацисредства и
онных технологий устройства индля решения про- форматизации
фессиональных за- Порядок их придач
менения и проИспользовать со- граммное обеспевременное прочение в професграммное обеспе- сиональной деячение
тельности

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

72

Объем образовательной программы

72

в том числе:
теоретическое обучение

60

практические занятия

12

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта

9

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОБЖ
Наименование
разделов и тем

1
Раздел 1.
Обеспечение личной безопасности и
сохранения здоровья
Введение
Тема 1.1
Здоровье и здоровый образ жизни
Тема 1.2
Элементы и факторы, способствующие укреплению
здоровья
Тема 1.3
Алкоголь и его
влияние на здоровье человека
Тема 1.4
Курение и его влияние на состояние
здоровья

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

2

Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
Цели и задачи. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при
освоении профессий СПО.
Содержание учебного материала
1. Общее понятие о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Содержание учебного материала
1.Элементы ЗОЖ: Двигательная активность и закаливания организма. Режим дня,
труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Правила личной гигиены и здоровье человека. Межличностное общение. Психическая саморегуляция.
Содержание учебного материала
1.Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, профилактика.
Содержание учебного материала
1.Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему,
сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Коды компетенций, формированию которых
способствует
элемент программы

3

2

2

Уровень
освоения
2

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П4

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П4

Уровень
освоения
2

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П4, П6

Уровень
освоения
2

1

Уровень
освоения
2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П4, П6
10

Тема 1.5
Наркотики и
наркомания социальные последствия
Тема 1.6
Репродуктивное
здоровье как составляющая часть
здоровья человека
и общества.
Тема 1.7
Правовые основы
взаимоотношения
полов

Раздел 2. Государственная система
обеспечения населения
Тема 2.1
Общие понятия и
классификация
чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера
Тема 2.2

Содержание учебного материала
1.Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
Содержание учебного материала
1.Социальная роль женщины и мужчины в современном обществе. Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья.
Содержание учебного материала

Уровень
освоения
2

1

Уровень
освоения
2

2

Уровень
освоения
2

1.Брак и семья. Культура брачных отношений. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН о «О правах
ребёнка».
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа № 1 «Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки»
Практическое работа № 2 «Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения»
2
2.Контрольная работа 1
Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья

Содержание учебного материала
1.Понятия: чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа, стихийное бедствие их
классификация по степени распространения
2.Стихийные бедствия геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары их характер. Правила поведения при возникновении таких ситуаций. Отработка правил поведения по сигналу о ЧС в образовательном учреждении.
Содержание учебного материала

2

Уровень

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П1, П2, П4,
П9

3
2
1
1

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П5, П7, П8,
П9

Уровень
освоения
2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П4, П6
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П4, П6

4

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
11

Единая государственная система
предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Тема 2.3
Гражданская оборона
Тема 2.4
Современные средства поражения и
их поражающие
факторы
Тема 2.5
Инженерная и индивидуальная защита

Тема 2.6
Аварийно – спасательные и неотложные работы в
зонах ЧС
Тема 2.7
Организация гражданской обороны
Тема 2.8
Правила безопас-

1.История создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите
населения от ЧС. Права и обязанности граждан в области безопасности.

Содержание учебного материала
1.Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и
органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Содержание учебного материала
1.Виды современных средств поражения. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование о ЧС военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях ЧС.
Содержание учебного материала
1.Организация индивидуальной и инженерной защиты от поражающих факторов
ЧС мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное назначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила
поведения в защитных сооружениях гражданской обороны. Средства индивидуальной защиты, виды СИЗ их использование
Содержание учебного материала
1.Назначение, организация и основное содержание аварийно – спасательных и неотложных работ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения.
Содержание учебного материала
1.Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления
государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС: прогноз,
защита, эвакуация, АСР, обучение населения.
Содержание учебного материала

освоения
2
2

Уровень
освоения
2
Уровень
освоения
2

2

2

ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7,П1, П2, П7,
П9

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П2, П3, П7,
П9
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П1, П7
ОК 02,
05, 07, П1, П7, П9

Уровень
освоения
2
2
Уровень
освоения
2

Уровень
освоения
2
Уровень
освоения

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П7

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П7, П9
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
12

ного поведения при 1.Алгоритмы безопасного поведения для предотвращения теракта, обнаружение
2
угрозе теракта
подозрительного предмета, при угрозе по телефону или письмом, при захвате в
заложники.
Тема 2.9
Содержание учебного материала
Уровень
Государственные
освоения
службы по охране 1.МЧС России, полиция Российской Федерации, служба скорой помощи, Феде2
здоровья и безральная служба Роспотребнадзор России и другие.Правовые основы организации
опасности
защиты населения Российской Федерации от ЧС мирного времени
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа №3 «Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной
автономии»
Практическая работа №4 «Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте»
Практическая работа №5 «Изучение первичных средств пожаротушения»
Практическая работа №6 «Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени»
2
Контрольная работа 2
Раздел 3. Основы
обороны государства и воинская
обязанность (для
юношей)
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Уровень
История создания
освоения
Вооружённых Сил 1.Военная реформа Ивана Грозного в середине XVΙ века, Петра I, создание регу2
Российской Феде- лярной армии их особенности. Создание советских Вооружённых Сил.
рации
Основные предпосылки военной реформы Вооружённых Сил на современном этапе.
Тема 3.2
Содержание учебного материала
Уровень
Функции и основосвоения
ные задачи совре- 1.Виды Вооружённых Сил Российской Федерации, рода войск Вооружённых Сил
2
менных Вооружён- Российской Федерации. Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военноных Сил Российморской флот, Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные
ской Федерации
войска, Войска воздушно-космической обороны: история создания предназначение, структура
Тема 3.3
Содержание учебного материала
Уровень
Воинская обязаносвоения

2

ОК 7, П1, П3, П9

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П1, П2, П9

5
2
1
1
1
1
28

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П10, П11
4

4

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П10, П11

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
13

ность
Тема 3.4
Обязательная подготовка граждан к
военной службе

Тема 3.5
Призыв на военную службу

Тема 3.6
Прохождение военной службы по
контракту

Раздел 4. Основы
медицинских знаний (для девушек)
Тема 4.1
Понятие первой
помощи
Тема 4.2
Понятие травмы и

1. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт женщин и девушек.
Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Обязанности граждан по
воинскому учёту.
Содержание учебного материала
1.Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан женского пола к военной службе. Изучение Федерального Закона №53-ФЗ от 28.03.98. «О воинской обязанности и военной службе»
Содержание учебного материала

ОК 7, П10, П11

2
2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П10, П11

Уровень
освоения
2
4

Уровень
освоения
2

1.Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение
военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Порядок призыва на военную службу женщин и девушек
Содержание учебного материала
1.Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования,
2
предъявляемые к гражданам женского пола, поступающим на военную службу по
контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа № 7 «Изучение способов бесконтактного общения и саморегуляции»
Практическая работа № 8 «Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки»
Итоговая контрольная работа

Содержание учебного материала
1.Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни.
Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан Российской Федерации.
Содержание учебного материала

4

4

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П10, П11

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П10, П11

4
2
2
2
28

Уровень
освоения
2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П2, П12
2

Уровень
освоения

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
14

их виды

Тема 4.3
Первая помощь
при синдроме длительного сдавливания
Тема 4.4
Понятие и виды
кровотечений
Тема 4.5
Первая помощь
при ожогах

Тема 4.6
Первая помощь
при воздействии
низких температур
Тема 4.7
Первая помощь
при попадании
инородных предметов в верхние
дыхательные пути
Тема 4.8
Первая помощь
при отравлениях
Тема 4.9
Первая помощь

1.Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных
типов. Первая помощь при травмах различных областей тела, грудной и брюшной
полости, сотрясениях и ушибах головного мозга, переломах, при электротравмах и
повреждений молнией.
Содержание учебного материала
1.Понятие травматического токсикоза. Признаки токсикоза. Основные периоды
развития травматического токсикоза.
Содержание учебного материала
1.Первая помощь при наружных кровотечениях, капиллярном кровотечении, артериальном кровотечении, венозном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Основные признаки внутреннего кровотечения
Содержание учебного материала
1.Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических
ожогах, химических ожогах, при воздействии высоких температур. Основные признаки теплового удара. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека.
Содержание учебного материала
1.Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные
степени отморожения.

2

Уровень
освоения
2
Уровень
освоения
2
Уровень
освоения
2

ОК 7, П12

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П12

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П12

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П12

Уровень
освоения
2

Содержание учебного материала
1.Основные приёмы удаления инородных предметов из верхних дыхательных путей.

Уровень
освоения
2

Содержание учебного материала

Уровень
освоения
2
Уровень
освоения

1.Острое и хроническое отравление.
Содержание учебного материала

2

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П12

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П12

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П12
ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
15

при отсутствии сознания
Тема 4.10
Основные инфекционные болезни,
их классификация
и профилактика
Тема 4.11
Здоровье родителей и здоровье будущего ребёнка

Всего:

1.Признаки обморока. Первая помощь при остановке сердца. Основные причины
остановки сердца. Признаки клинической смерти. Правила непрямого массажа
сердца и искусственного дыхания.
Содержание учебного материала
1.Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Профилактика инфекционных болезней. Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика.
Содержание учебного материала

2

ОК 7, П12

2

Уровень
освоения
2

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П12
2

Уровень
освоения
2

1.Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребёнка.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа № 9 «Изучение и освоение основных приёмов оказания первой помощи
при кровотечении»
Практическая работа № 10 «Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания»
Итоговая контрольная работа

ОК 1, ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, П12

2
4
2
2
2
72

По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ, практических и иных занятий, в том числе контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц (отмечено двумя звездочками). Если предусмотрены курсовые проекты (работы) по дисциплине, приводится их тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Безопасность жизнедеятельности».
Оборудование кабинета:
- посадочные места по количеству студентов
- комплект учебно-наглядных пособий (учебники и учебные пособия, карточки задания, тесты)
Наглядные пособия:
Плакаты:
Медицинские средства защиты и профилактики.
Принципиальная схема организации гражданской обороны в профессиональном
училище.
Средства индивидуальной защиты.
Общие задачи гражданской обороны.
Ядерное оружие.
Действия населения в районах стихийных бедствий.
Действия населения по сигналам оповещения.
Эвакуация и рассредоточение городского населения.
Действия населения в зонах радиоактивного заражения.
Вооружение и боевая техника.
Химическое оружие.
Средства коллективной защиты убежища, противорадиационное укрытие, простейшие
укрытия.
Убежище.
Меры предупреждения гамма-излучением.
Плакаты и знаки по электрической безопасности.
Средства и способы транспортировки пострадавших.
Первая медицинская помощь при отравлении ядохимикатами.
Первая медицинская помощь при поражении отравляющими веществами.
Профилактика лучевых поражений.
Простейшие приёмы реанимации при электрической травме.
Виды кровотечений, средства и способы их временной остановки.
Способы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Переломы костей и средства их иммобилизации.
Аптечка индивидуальная.
Первая помощь при ожогах.
Правила наложения повязок на живот, конечности, грудь, голову.
Пакет перевязочный индивидуальный и его применение.
Способы остановки наружного кровотечения.
ОМП и способы защиты поражающих факторов.
Автомат Калашникова.
Огневая подготовка – основа стрельбы.
Меры безопасности обращения с оружием.
Противотанковые мины.
Ручная осколочная граната.
Снайперская винтовка.
Ручной пулемёт Калашникова
Ориентирование на местности по карте, компасу, местным предметам.
Терроризм – угроза личности, обществу, государству.
Меры безопасности по профилактике гриппа птиц.
Электрическая безопасность.
17

Правила поведения и действия населения при лесных пожарах.
Оборудование спортивного стадиона:
 открытый стадион широкого профиля,
 единая полоса препятствий.
Оборудование оружейной комнаты:
 столы,
 стулья,
 шкаф металлический,
 пирамида оружейная,
 стеллажи,
 шкаф книжный,
 винтовки малокалиберные,
 макеты массогабаритные АК-74,
 винтовки пневматические,
 противогазы,
 макеты противогаза в разрезе,
 общевойсковые защитные комплекты,
 гранаты учебные Ф-1, РГД-5, РКГ-3,
 мины противопехотные учебные,
 мины противотанковые учебные,
 приборы радиационной разведки ДП-22В, ДП-24, ДП-11Б,
 приборы химической разведки ВПХР,
 носилки санитарные,
 огнетушитель,
 медицинская аптечка,
 переносной тир.
Технические средства обучения:
интерактивный тир ИЛТ-110 «Кадет-1»
персональный компьютер с обучающими CD-дисками,
мультимедийный проектор
8.Реанимационно-диагностический тренажёр «ГОША»
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Косолапова Н.В. . «Основы безопасности жизнедеятельности» 6-е издание,
М: «Академия», 2019 г.
Дополнительные источники:
1.
Большой энциклопедический словарь/ гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: изд.
«Большая Российская энциклопедия»; СПб.: Норит, 1997.
2.
Во имя России: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений / под ред. В.А. Золотарёва. – М.: «Русь-РКБ»,2009.
3.
На службе Отечеству: учебно-методическое пособие для образовательных
учреждений / под ред. В.А. Золоторёва – М.: «Русь-РКБ», 2008.
4.
Журналы «Основы безопасности жизнедеятельности» 2001-2011г.
5.
Журналы «Основы безопасности жизни» 2005-2011г.
6.
Жилов Ю.Д. Справочник по гигиене труда и производственной санитарии,
М.: Высшая школа,2009
7.
Мультимедийное учебное пособие для ОУ «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10кл., М.: Методический центр МЧС, 2007
18

8.
Основы безопасности жизнедеятельности. Дидактические материалы / В.Н.
Латчук -М:
«НЦ ЭНАС», 2006 .
9.
Русак О.Н .Безопасность жизнедеятельности/ О.Н.Русак. // - М.: Высшая школа, 2006.
10.
Саборно Р.В. Электробезопасность на производстве. Методические указания/
Р.В.Соборно //- Киев: Вища Школа, 2008
11.
Тупикин Е.И.Комплект тестовых заданий для учебных заведений НПО / Е.И
Тупикин. // ИРПО - М.: 2009
12.
Электронное наглядное пособие по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 10-11кл,-М: «Дрофа», 2008
13.
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Федеральные законы:
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
«О статусе военнослужащих»,
«О воинской обязанности и военной службе»,
«Об альтернативной гражданской службе»,
«О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной
службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании»,
«О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2007.

19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ »
Результаты обучения
Предметные:
 сформированность представлений о
культуре безопасности жизнедеятельности,
в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а
также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз,
включая отрицательное влияние человеческого фактора;
 знание основ государственной системы, российского законодательства,
направленных на защиту населения от
внешних и внутренних угроз;
 сформированность представлений о
необходимости отрицания экстремизма,
терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального
поведения;
 сформированность представлений о
здоровом образе жизни как о средстве
обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
 знание распространённых опасных
и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
 знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека,
 знание основных мер защиты (в том
числе в области гражданской обороны) и
правил поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
 умение предвидеть возникновение
опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные
источники;
 умение применять полученные знания в области безопасности на практике,
проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 знание основ обороны государства и
воинской службы: законодательство об
обороне государства и воинской обязанно-

Формы и методы
оценки
Устный или письменный 1. Текущий контроль в
ответ:
форме:
«5» - ответ полный и пра-  Устный или письменвильный на основании
ный ответ
изученных теорий; мате-  защиты практических
риал изложен в опредезаданий.
ленной логической послеПромежуточная аттедовательности, грамотным
стация в форме дифязыком; ответ самостояференцированного зательный.
чета
«4» - ответ полный и правильный на основании
изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом
допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.
«3» - ответ полный, но при
этом допущена существенная ошибка; или неполный, несвязный.
«2» - при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не
смог исправить при наводящих вопросах преподавателя.
Практическое задание:
«5» - 1) работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные
выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
«4» - работа выполнена
правильно с учетом 2-3
несущественных ошибок,
исправленных самостоятельно по требованию
преподавателя.
Критерии оценки

20

сти граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок
несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
 знание основных видов военнопрофессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по
призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
 владение основами медицинских
знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при
травмах, отравлениях и различных видах
поражений), включая знания об основных
инфекционных заболеваниях и их профилактике;

«3» - работа выполнена
правильно не менее, чем
наполовину или допущена существенная ошибка.
«2» - допущены две (или
более) существенные
ошибки в ходе работы,
которые обучающийся не
может исправить даже с
консультацией преподавателя.

5. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП
Программа дисциплины ОУД. 06 «Основы безопасности жизнедеятельности» может быть использована в программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07. «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».