Министерство образования и науки Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение «Приаргунский государственный колледж» Баженова Валентин а Владими ровна Подписан: Баженова Валентина Владимировна DN: C=RU, O="ГПОУ "" Приаргунский государственный колледж""", CN=Баженова Валентина Владимировна, E=pgk.priarg@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ Местоположение: место вашего подписания Дата: 2022-05-14 08:50:48 Foxit Reader Версия: 9.5.0 Утверждаю Заместитель директора по УПР ____________Димова О. А. «____»_________2021 г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 04 История по профессии 43.01.09 Повар, кондитер Приаргунск,2021 г. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «История», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). Программа учебной дисциплины «История» разработана для профессий естественнонаучного профиля: 43.01.09 «Повар, кондитер» Организация-разработчик: ГПОУ «Приаргунский государственный колледж» Разработчик: Кокухина Ксения Николаевна, преподаватель ГПОУ «ПГК» Рассмотрено на заседании ПЦК общеобразовательного цикла Протокол № от «__» сентября 2021 г. Председатель ПЦК_______ Протасова Ф.Р. 2 СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ стр. 4 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 РЕЗУЛЬТАТОВ 3 ОСВОЕНИЯ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения рабочей программы. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессиям технического профиля. Основой учебной дисциплины «История» являются содержательные линии: историческое время, историческое пространство и историческое движение. В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» они представлены как сквозные содержательные линии: • эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений; • процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей; • образование и развитие государственности в последовательной смене форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы; • социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями; • эволюция международных отношений; • развитие культуры разных стран и народов. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: базовая дисциплина входит в общеобразовательный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: • личностные: Л 1. сформированности российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну); Л 2. становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; Л 3. готовность к служению Отечеству, его защите; сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; Л 4. сформированности основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; Л 5. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • метапредметных: М 1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; М 2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 4 М 3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; М 4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать; М 5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; М 6. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; • предметных: П 1. сформированности представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; П 2. владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; П 3. сформированности умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; П 4. владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; П 5. сформированности умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента171 час. Перечень общих компетенций, элементы которых формируются в рамках дисциплины. Дискрипторы Ши Наименование (показатели Умения Знания фр компетенций сформированности) ОК Выбирать способы Распознавание сложных Распознавать Актуальный 1 решения задач проблемных ситуации в задачу и/или профессиональный и профессиональной различных контекстах. проблему в социальный деятельности, Проведение анализа профессионально контекст, в котором применительно к сложных ситуаций при м и/или приходится работать различным решении задач социальном и жить. Основные контекстам. профессиональной контексте; источникиинформац деятельности. анализировать ии и Определение этапов задачу и/или ресурсы для решения решения задачи. проблему и задач и проблем в Определение выделять её профессиональном потребности в составные части; и/или социальном информации. правильно контексте. Осуществление выявлять и Алгоритмы эффективного поиска. эффективно выполнения работ в Выделение всех искать профессиональной и возможных источников информацию, смежных областях. нужных ресурсов, в том необходимую для Порядок оценки числе неочевидных. решения результатов решения Разработка детального задачии/или задач плана действий. проблемы; профессиональной Оценка рисков на составить план деятельности. 5 каждом шагу. Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 4. Работать в коллективе и действия, определить необходимые ресурсы. Реализовать составленный план. Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Планирование Определять информационного задачи поиска поиска из широкого информации. набора источников, Определять необходимого для необходимые выполнения источники профессиональных информации. задач. Планировать Проведение анализа процесс поиска. полученной Структурировать информации, выделяет в получаемую ней главные аспекты. информацию. Структурировать Выделять отобранную наиболее информацию в значимое в соответствии с перечне параметрами поиска. информации. Интерпретация Оценивать полученной практическую информации в значимость контексте результатов профессиональной Поиска. деятельности. Оформлять результаты Поиска. Использование Определять актуальной нормативно- актуальность правовой документацию нормативнопо профессии правовой (специальности). документации в Применение профессионально современной научной й деятельности. профессиональной Выстраивать терминологии. траектории Определение траектории профессиональног профессионального о и личностного развития и развития. самообразования. Участие в деловом общении для 6 Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности. Приемы структурирования информации. Формат оформления результатов поиска информации. Содержание актуальной нормативноправовой документации. Современная научная и профессиональная терминология. Возможные траектории профессионального развития и самообразования. Организовывать Психология работу коллектива коллектива. ОК 5 ОК 6 ОК 9 команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционног о поведения. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. эффективного решения деловых задач. Планирование профессиональной деятельности. и команды. Взаимодействоват ь с коллегами, руководством, клиентами. Психология личности. Основы проектной деятельности. Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке. Проявление толерантность в рабочем коллективе. Излагать свои мысли на государственном языке. Оформлять документы. Особенности социального и культурного контекста. Правила оформления документов. Понимать значимость своей профессии (специальности). Демонстрация поведения на основе общечеловеческих ценностей. Описывать значимость своей профессии. Презентовать структуру профессионально й деятельности по профессии (специальности). Сущность гражданскопатриотической позиции. Общечеловеческие ценности. Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности. Применение средств информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности. Применять средства информационных технологий для решения профессиональны х задач. Использовать современное программное обеспечение. Современные средства и устройства информатизации. Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем Объем образовательной программы в том числе: лабораторные работы контрольные работы самостоятельная работа Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 2 8 Количество часов 171 171 10 2 34 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.04 История Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Введение. Периодизация всемирной истории. История России — часть всемирной истории. Тема 1. Содержание учебного материала Древнейшая 1 Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция стадия истории и ее последствия. человечества 2 В том числе самостоятельная работа «Первые орудия труда древнего человека» Тема 2. Содержание учебного материала Цивилизации 1 Древнейшие государства. Понятие цивилизации. древнего мира 2 Древняя Греция Древний Рим. Культура и религия Древнего мира. Практические занятия№1 «Возникновение христианства. Особенности 3 христианского вероучения и церковной структуры». В том числе самостоятельная работа «Мировые и национальные религии» 4 Тема 3. Содержание учебного материала Цивилизации 1 Великое переселение народов и образование варварских королевств в Запада и Востока Европе. Возникновение ислама. Арабские завоевания. в Средние века Византийская империя. Восток в Средние века. Средневековая Индия. 2 Особенности развития Китая. Становление и эволюция государственности в Японии. 3 Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе. Основные черты западноевропейского феодализма. Средневековый западноевропейский город. Католическая церковь в Средние века. 4 Крестовые походы. Введение 9 Уровень освоения Объем часов 1 2 2 2 4 2 2 2 1 2 2 2 8 2 2 1 1 2 2 2 10 2 2 2 2 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК01, 02, 05 П1, П2 ОК 1,ОК 02, 05 П 1, П 2 ОК 01, 02, 05 П 1, П 2 5 Практическая работа № 2 «Цивилизации Запада и Востока в Средние века» В том числе самостоятельная работа «Средневековая культура. Начало Ренессанса» Тема 4 От Древней Руси к Российскому государству Тема 5 Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству Тема 6 Страны Запада и Востока в ХVI— ХVIII веке 2 2 2 2 2 2 14 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 Практическая работа № 3 «От Древней Руси к Российскому государству» 7 В том числе самостоятельная работа «Внешняя политика Ивана III» Содержание учебного материала 1 Россия в правление Ивана Грозного. 2 Смутное время начала XVII века. 3 Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения. 4 Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII веке. 2 2 2 2 2 2 2 12 2 3 2 2 3 5 Практическая работа № 4 «Культура Руси конца XVI – XVII века» Содержание учебного материала 1 Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе. Великие географические открытия. Образование колониальных империй. 2 Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и контрреформация. 3 Становление абсолютизма в европейских странах. Англия в XVII— ХVIII веках. 4 Страны Востока в XVI—XVIII веках. Колониальная экспансия европейцев. 5 Развитие европейской культуры и науки в XVII— XVIII в. 6 Война за независимость и образование США. Французская революция конца XVIII века. 1 2 2 14 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Содержание учебного материала 1 Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Образование Древнерусского государства 2 Крещение Руси и его значение. Общество Древней Руси. 3 Раздробленность на Руси. Общество на Руси 4 Монгольское завоевание и его последствия. 5 Образование единого Русского государства. 10 ОК01, 02, 05 П 1, П 2, П 4 ОК 01, 02, 05 П 1, П 2, П 3 ОК 01, 02, 05 П 1, П 2 Тема 7. Россия в конце ХVII—ХVIII веков: от царства к империи 70 Тема 8 Становление индустриальной цивилизации Тема 9 Процесс модернизации в традиционных обществах Востока Тема 10 Российская империя в ХIХ веке 7 В том числе самостоятельная работа «Эпоха Просвещения» Содержание учебного материала 1 Россия в эпоху петровских преобразований. 2 Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения. 3 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. 4 Практическая работа № 5 «Русская культура XVIII века» 5 В том числе самостоятельная работа « Итоги преобразований Петра Великого» Содержание учебного материала 1 Промышленный переворот и его последствия. Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. В том числе самостоятельная работа –составить кроссворд на тему «Примышленный переворот» – 1 час. 2 Политическое развитие стран Европы и Америки. Развитие западноевропейской культуры. В том числе самостоятельная работа – Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном, по выбору, политическом деятеле XIX в. – 1 час. Содержание учебного материала 1 Колониальная экспансия европейских стран. Индия. Китай и Япония. В том числе самостоятельная работа – Используя дополнительную литературу, заполните таблицу – Метрополии, колонии, дата окончательного захвата – 1 час. Содержание учебного материала 1 Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Движение декабристов. В том числе самостоятельная работа – Проведите сравнительный анализ «Русской правды» П. И. Пестеля и Конституции Н. М. Муравьева. Что было в этих программах общего и чем они различались? – 1 час. 2 Внутренняя политика Николая I. Общественное движение во второй четверти XIX века. В том числе самостоятельная работа – Используя дополнительную 11 1 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 ОК 01, 02, 05, 09 П 1, П 2, П 4 2 18 6 ОК 01, 02, 05, 09 П 1, П 2, П 4 2 4 ОК 01, 02, 05 П 1, П 2 ОК 01, 02, 05, 09 П 1, П 2, П 4 Тема11 От Новой истории к Новейшей Тема 12 Между мировыми войнами литературу, напишите биографический очерк об одном из государственных деятелей времен Николая I–1 час. 3 Отмена крепостного права и реформы 60—70-х годов XIX века. Контрреформы. В том числе самостоятельная работа - Составление конспекта по вопросу «Реформы 60-70-х гг. в России»– 1 час. 4 Общественное движение во второй половине XIX века. 5 Экономическое развитие во второй половине XIX века. Внешняя политика России во второй половине XIX века. В том числе самостоятельная работа – используя дополнительную литературу, сравните уровень экономического развития России и стран Западной Европы, России и стран Азии во второй половине XIX в. – 1 час. Содержание учебного материала 1 Мир в начале ХХ века. Пробуждение Азии в начале ХХ века. В том числе самостоятельная работа –Составить тест на тему «Мир в начале XX века» – 1 час. 2 Россия на рубеже XIX— XX веков. Революция 1905—1907 годов в России. 3 Россия в период столыпинских реформ. Серебряный век русской культуры. В том числе самостоятельная работа - Составление тезисного плана по теме «Столыпинская аграрная реформа» - 1 час. 4 Первая мировая война. Боевые действия 1914—1918 годов. Первая мировая война и общество. В том числе самостоятельная работа – составить конспект по теме: «Восточный фронт и его роль в Первой мировой войне» - 1 час. 5 Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю. 6 Октябрьская революция в России ее последствия. 7 Гражданская война в России. В том числе самостоятельная работа - Заполнить таблицу на сравнение по теме «Три цвета Гражданской войны» - 1 час. Содержание учебного материала 1 Европа и США. Недемократические режимы. 2 Турция, Китай, Индия, Япония. Международные отношения. 3 Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР. 4 Индустриализация и коллективизация в СССР. В том числе самостоятельная работа – Используя дополнительную 12 2 3 2 2 2 3 2 20 2 2 2 2 4 2 4 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 14 2 2 2 4 ОК 01, 02, 05 П 1, П 2 ОК 01, 02, 05 П 1, П 2, П 4 Тема 13 Вторая мировая война. Великая Отечественная война Тема 14 Мир во второй половине ХХ — начале ХХI века Тема 15. Апогей и кризис советской литературу, составьте сообщение об одной из строек первых пятилеток – 1 час. 5 Советское государство и общество в 1920—1930-е годы. Советская культура в 1920—1930-е годы. В том числе самостоятельная работа – Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из репрессированных в 30-е г. XXв. – 1 час. Содержание учебного материала 1 Накануне мировой войны. В том числе самостоятельная работа –Анализ Пакта о ненападении Молотова-Риббентропа и договора о дружбе и границах – 1 час. 2 Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане. В том числе самостоятельная работа –Составить таблицу на тему: «Основные периоды, события и итоги Второй мировой войны» – 1 час. 3 Второй период Второй мировой войны В том числе самостоятельная работа – Используя дополнительную литературу, напишите биографию одного из полководцев Второй мировой войны – 1 час. Контрольная работая студентов. «Вторая мировая война». Содержание учебного материала 1 Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Ведущие капиталистические страны. В том числе самостоятельная работа -Заполнить таблицу по теме: «Проявления «холодной» войны в различных сферах общества» 1 час. 2 Страны Восточной Европы. 3 Крушение колониальной системы. Индия, Пакистан, Китай. Страны Латинской Америки. В том числе самостоятельная работа –Заполнить таблицу на тему «Крушение колониальной системы» – 1 час. 4 Международные отношения. Развитие культуры. В том числе самостоятельная работа – Составить таблицу, отражающую хронологии конфликтов второй половины XX и начала XXIвв – 1 час. Содержание учебного материала 1 СССР в послевоенные годы. В том числе самостоятельная работа - Приведение фактов, доказывающих, 13 2 4 2 16 2 2 6 2 6 2 2 8 2 2 2 2 2 2 2 2 12 3 ОК 01, 02. 05 П 1, П 2, П 4 ОК 01, 02, 05 П 1, П 2 ОК01, 02, 05 П 1, П 2 что послевоенный период является «апогеем сталинизма» - 1 час. 2 СССР в 1950-х — начале 1960-х годов. В том числе самостоятельная работ - Составление тезисного плана по вопросу: в чем проявилась противоречивость «культурной оттепели?» - 1 час. 3 СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов. В том числе самостоятельная работа – Заполнить таблицу по теме: «Положительные и негативные явления социально-экономической и духовной жизни СССР в 70-80-х гг.»- 1 час. 4 СССР в годы перестройки. 5 Развитие советской культуры (1945—1991 годы). Тема 16 Содержание учебного материала Российская 1 Формирование российской государственности. Федерация на В том числе самостоятельная работа - составление тезисного плана по рубеже ХХ— ХХI вопросу: «Как изменился образ жизни населения в 90-х гг., какие новые веков явления вошли в повседневный быт людей» - 1 час. 2 Экономические реформы 1990-х годов: основные этапы и результаты. 3 Развитие экономики и социальной сферы в начале ХХI века. Роль государства в экономике. 4 Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале XXI века. Всего: системы. 1945— 1991 годы 14 2 2 2 3 2 2 2 2 2 7 2 2 2 2 2 2 1 171 ОК 01, 02, 05 П 1, П 2 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории». Оборудование учебного кабинета: многофункциональный комплекс преподавателя; наглядные пособия(комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.); комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности Технические средства обучения: • информационно-коммуникационные средства; • экранно-звуковые пособия. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы Основные источники: 1. В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков. История, ч.1, ч.2 – М.: «Академия», 2018. 2. Всеобщая история 11 класс О.В. Волобуев, М.В. Понамарев МИ Дрофа, 2020 г. Дополнительные источники: 1. О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожин Россия в мире,М.:Дрофа,2018 2. Н.В.Загладин Всемирная история: ХХ век, -М.: ООО ТИД «Русское слово» - РС, 2015 3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М., 2012. 4. Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. — М., 2015. 5. Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественно- научного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. — М., 2013. 6. История России. 1900—1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А. В. Филиппова, А. А. Данилова. — М., 2010. СПРАВОЧНИКИ 1. Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник. М.: Олма – Пресс, 2003г. – 416с. 2. С.И. Ожегов. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов – М.: Рус. яз., 1986. – 797с. 3. История России.XX век: 9-11 кл.: Школьный словарь справочник. – М.: ООО Издательство - Астрело, 2002. – 544с. 4. Степанцев и др. История в таблицах 5-11 кл. Справочное пособие. М. – Дрофа 2006 – 64с. 5. Политический словарь. ЭНЦИКЛОПЕДИИ 15 1. Энциклопедический словарь юного историка. М.: Педагогика – пресс, 1994. – 445с. 2. Энциклопедия всемирной истории. М.: Махаон, 1999. – 256с. 3. Морской энциклопедический словарь. Л.: Судостроение, 1991. – 504с. 4. Школьная энциклопедия «Руссика». История России 9 – 17 вв. – М.: Олма – Пресс Образование, 2003 – 784с., ил. 5. Школьная энциклопедия «Руссика». История России 18-19 вв. – М.: Олма – Пресс Образование, 2003 – 736с., ил. 6. Школьная энциклопедия «Руссика». История России 20 в. – М.: Олма – Пресс Образование, 2003 – 544с., ил. 7. Брокгауз Ф.А., Ефран И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. – М.: Издательство Эксмо, 2003. – 672с. 8. Большая советская энциклопедия 30 томов. М.: Советская энциклопедия – 1978. 9. Я познаю мир. История России: энцикл. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 397с., ил. 10. Большая школьная энциклопедия. 6-11 кл. Т.1 и 2. – М.: Олма – Пресс, 2000. – 591с. 11. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации» 12. Викинги: набеги с севера М.: Терра, 1996 – 168с. Интернет-ресурсы 1.www. gumer. info (Библиотека Гумер). www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека ИсторическогофакультетаМГУ). 2. www. bibliotekar. ru (Библиотекарь.Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам). 3.www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете). 4.www. kulichki. com/~gumilev/HE1 (Древний Восток). www. intellect-video. com/russian-history (ИсторияРоссиииСССР: онлайн-видео). 5.www. history. tom. ru (История России от князей до Президента). 6.www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтахРоссийской империи). 7. ege.yandex. ru/history 8. statehistory. ru 9. www.magister.msk.ru 10. www.ote4estvo. ru 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения П1сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; П2владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; П3сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; П4 владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; П5сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Критерии оценки Смотри критерии ниже (1, 2, 3, 4, 5, 6, 9) Формы и методы оценки -практическая работа - контрольная работа -опорный конспект -тест - устный опрос - сравнительная таблица - письменный опрос Смотри критерии ниже (4, 5, 7, 8, 10, 11) - тест - устный опрос - работа с исторической картой - сочинение (эссе); - работа с источниками -кроссворд Смотри критерии ниже (2, 4, 5, 6) -самостоятельная работа -тест -устный опрос -сравнительная таблица Смотри критерии ниже (7, 8, 10) -работа с исторической картой - сочинение (эссе) - работа с источниками Смотри критерии ниже (5, 8, 10) - устный опрос - дискуссия - сочинение 1. Оценка по результатам выполнения практической работы: Отметка 5 Критерии оценки 1. Свободно применяет полученные знания при выполнении практических заданий. 2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий. 3. В письменном отчете по работе правильно и аккуратно выполнил записи. 17 4 3 2 4. При ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность дает точное определение и истолкование основных понятий, использует специальную терминологию дисциплины, не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы, сопровождает ответ примерами. 1. Выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2-3 недочета при выполнении практических заданий и может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя. 2. В письменном отчете по работе делает незначительные ошибки. 3. При ответах на контрольные вопросы не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности, но затрудняется в применении знаний в новой ситуации, приведении примеров. 1. Практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы. 2. В ходе выполнения работы продемонстрировал слабые практические навыки, были допущены ошибки. 3. При ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, но в ответе имеются пробелы и при самостоятельном воспроизведении материала требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя. 1. Практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов, имеются лишь отдельные представления об изученном материале, большая часть материала не усвоена. 2. В письменном отчете по работе допущены грубые ошибки, либо он вообще отсутствует. 3. На контрольные вопросы не может дать ответ, так как не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требование программы. 2. Оценка по результатам выполнения самостоятельных письменных и контрольных работ: Оценка/баллы 5 4 3 2 Критерии оценки Контрольная и самостоятельная работы выполнены без ошибок и недочетов, но допущено в ней: - не более одного недочета. Контрольная и самостоятельная работы выполнены полностью, но допущено в ней: - не более одной негрубой ошибки и одного недочета; - или не более двух недочетов. Контрольная работа и самостоятельная работы правильно выполнено не менее половины работы или допущено: -не более двух грубых ошибок; - или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; - или не более двух-трех негрубых ошибок; - или одной негрубой ошибки и трех недочетов; -или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. В контрольной и самостоятельной работе: - допущено число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой 18 может быть выставлена отметка "3"; - или если правильно выполнил менее половины работы. 3.Оценка по результатам составления опорного конспекта: Оценка/баллы 5 4 3 2 Критерии оценки Конспект составлен по плану, соблюдается логичность, последовательность изложения материала, соответствие оформления требованиям,аккуратность и грамотность изложения. Конспект выполнен по плану, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе, нет выделения основных терминов и понятий. При выполнении конспекта наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление. Отсутствует конспект по заданной теме. Ответы на вопросы не верны, или вовсе не найдены в материалах конспекта. 4.Оценка результатов выполнения тестовых заданий: Оценка/баллы Критерии оценки 90-100% 5 70-89% 4 50-69% 3 менее 50% 2 Суммируются баллы по всем вопросам и определяется отметка: 90 ÷ 100 Отлично 70 ÷ 89 Хорошо 50 ÷ 69 Удовлетворительно менее 50 не удовлетворительно 5.Оценка результатов устный опрос: Оценка/баллы 5 4 3 Критерии оценки 1. Знание, понимание и глубокое усвоение студентами всего объема материала. 2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. 3. Отсутствие ошибок и недочетов при ответе, соблюдение культуры устной речи. 1. Знание всего изученного материала. 2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при ответе, соблюдение основных правил культуры устной речи. 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований, затруднение при самостоятельном ответе, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Затруднения при ответах на видоизмененные вопросы. Наличие грубой ошибки, несколько негрубых при ответе, незначительное несоблюдение основных правил культуры речи. 19 2 Оценка/баллы 5 4 3 2 Оценка/баллы 5 4 3 2 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при ответе, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. 6.Оценка по результатам заполнения таблицы: Критерии оценки Содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается кратко, последовательно, с наличием специальных терминов; таблица оформлена аккуратно карандашом и заполнена без помарок. Содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается не достаточно кратко и последовательно, с наличием не большого числа специальных терминов. В таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет некоторые отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют. Таблица оформлена ручкой. Таблица не заполнена или в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет существенные отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют. 7.Оценивание по результатам работы с исторической картой: Критерии оценки Выставляется в том случае, если учащийся: • читает легенду карты; • правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию; • раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты; • правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте. Выставляется в том случае, если учащийся: • допускает неточности при чтении легенды карты; • описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины; • затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений; • не в полном объеме выполняет задания по контурной карте. Выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся • допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации; • не соотносит историческую информацию с картой; • не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте. Выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся • не умеет читать легенду карты; 20 • не распознает историческую информацию, представленную на карте; • отказался работать с контурной картой. 8.Критерии оценивания сочинений (эссе). Критерии оценки Представлена собственная точка зрения (позиция ,отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)при раскрытии проблемы, но проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. Оценка/баллы 5 4 3 2 Оценка/баллы 5 4 3 2 Оценка/баллы 5 o o o o 9.Критерии оценивания письменного ответа Критерии оценки Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. 10.Критерии оценивания работы с историческим источником Критерии оценки выставляется в том случае, если учащийся: установил тип источника и время (дату) его появления; - извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему; сопоставил факты нескольких исторических источников; применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника; дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии; 21 o o 4 o o o o o 3 o o o o 2 o o o Оценка/баллы 5 4 3 2 Оценка/баллы 5 4 привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему; аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт. выставляется в том случае, если учащийся: определил тип источника и историческую эпоху его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему; сопоставил факты нескольких исторических источников; прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии; привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою позиции. выставляется в том случае, если учащийся: не узнал тип источника, но указал примерное время его появления; на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать; попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника; не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника выставляется в том случае, если учащийся: не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы; не увидел проблему и не смог ее сформулировать; пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания. 11.Критерии оценки по составлению кроссворда Критерии оценки выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.; выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.; выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемых понятий и т.д.; выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки, работа выполнена крайне небрежно и т.д. 12.Критерии оценивания дискуссии: Критерии оценки выставляется, если: учащийся полно усвоил учебный материал; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированности и устойчивость компетенций, умений и навыков. выставляется, если: ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала 22 3 2 допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации. выставляется, если: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, учащийся не может применить теорию в новой ситуации. выставляется, если: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы компетенции, умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации 5.Возможности использования программы в других ОПОП Программа дисциплины ОУД.04 История может быть использована в программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07. «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» 23