МУ по ЛПЗ ОУД.04 История 3 к

Министерство образования и науки
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженова
Валентин
а
Владимир
овна

Подписан: Баженова
Валентина Владимировна
DN: C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный колледж""",
CN=Баженова Валентина
Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
Основание: я подтверждаю
этот документ
Местоположение: место
вашего подписания
Дата: 2022-05-14 13:20:46
Foxit Reader Версия: 9.5.0

Утверждаю
Заместитель директора по УПР
____________Димова О. А.
«____»_________2021 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ОУД.04 ИСТОРИЯ
по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

п. Приаргунск, 2021г

Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по профессии
43.01.09 «Повар, кондитер» содержит рекомендации, указания для выполнения
практических занятий по предмету «История».

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

2. УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по выполнению практических работ составлены в соответствии с
рабочей программой ОУД.04 «История» для оказания помощи обучающимся в организации и
успешном выполнении практических занятий по предмету «История» по профессии 43.01.09
«Повар, кондитер».
Практическое занятие:
1) одна из форм учебного занятия, целью которого является формирование у студента
практических навыков и умений;
2) это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного
теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять
теоретические знания в практических, прикладных целях.
Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или
профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных
заданий — упражнений, задач и т. п. — под руководством и контролем преподавателя.
Ожидаемый результат от использования данных методических указаний в образовательном
процессе - овладение обучающимися знаниями и умениями, предусмотренными ОП.
В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются следующие результаты:
личностные:
−
Л 1. сформированности российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к
государственным символам (гербу, флагу, гимну);
−
Л 2. становление гражданской позиции как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности;
−
Л 3. готовность к служению Отечеству, его защите; сформированности
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
−
Л 4. сформированности основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−
Л 5. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
•
метапредметных:
−
М 1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
−
М 2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
−
М 3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
−
М 4. готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

−
М 5. умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
−
М 6. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
•
предметных:
−
П 1. сформированности представлений о современной исторической науке, ее
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития
России в глобальном мире;
−
П 2. владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
−
П 3. сформированности умений применять исторические знания в
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
−
П 4. владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции
с привлечением различных источников;
−
П 5. сформированности умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в
дискуссии по исторической тематике.

1. Оценка по результатам выполнения практической работы:
Отметка
Критерии оценки
1. Свободно применяет полученные знания при выполнении практических заданий.
5
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий.
3. В письменном отчете по работе правильно и аккуратно выполнил записи.
4. При ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность дает точное
определение и истолкование основных понятий, использует специальную терминологию
дисциплины, не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы, сопровождает ответ
примерами.
1. Выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2-3 недочета при выполнении
4
практических заданий и может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи
преподавателя.
2. В письменном отчете по работе делает незначительные ошибки.
3. При ответах на контрольные вопросы не допускает серьезных ошибок, легко устраняет
отдельные неточности, но затрудняется в применении знаний в новой ситуации, приведении
примеров.
1. Практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет
3
получить правильные результаты и выводы.
2. В ходе выполнения работы продемонстрировал слабые практические навыки, были допущены
ошибки.
3. При ответах на контрольные вопросы правильно понимает их сущность, но в ответе имеются
пробелы и при самостоятельном воспроизведении материала требует дополнительных и
уточняющих вопросов преподавателя.
2
1. Практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не

позволяет сделать правильных выводов, имеются лишь отдельные представления об
изученном материале, большая часть материала не усвоена.
2. В письменном отчете по работе допущены грубые ошибки, либо он вообще
отсутствует.
3. На контрольные вопросы не может дать ответ, так как не овладел основными знаниями
и умениями в соответствии с требование программы.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Возникновение христианства. Особенности христианского вероучения и церковной
структуры.
1. Заполните схему:
Христианство

2. Заполните таблицу:
1. Место, где возникла
религия
2. Время возникновения
религии
3. Основатели религии
4. Священная книга
5. Основные вероучения
3. Прочитайте текст и самостоятельно сформулируйте 3 вопроса
Иисус Христос
Долгое время велись дискуссии относительно того, существовал Иисус Христос как реальная
историческоелицо. Изучение различных источников, в частности Библии, которая рассказывает о его
жизни, свидетельства современных ему и позднейших историков дали основания утверждать, что
Иисус Христос – реальное лицо. Он родился, возможно, бл. 7 - 3 г. до н.э. в городе Вифлееме, на юге
Иудеи. По библейской легенде, он был сыном Бога, хотя омел земныхродителей. Его отца звали
Иосифом, а маму - Марией. Детство Иисуса прошлов Назарете. Его воспринимали как Сына Божия,
мессию, т.е.исполнителя спасительной миссии, посланника Бога на Земле. В своих проповедях
ИисусХристос провозглашал необходимость поисков ЦарствияБожия, поскольку высшее благо и
высшая цель человека не в земной жизни, а за его пределами. Он призвал до сознательного
отречения земных, материальных привязанностей. Такое отречение является необходимым условием
духовного очищения и обновленияжизни, что в свою очередь дас твозможность человеку войти в
Царство Небесное (Божия). Итак, в Царствие Небесное когут войти простые, бедные люди,
способные духовно обновиться. Проповеди Иисуса нашли отклик в самих бедных слоев населения.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Цивилизации Запада и Востока в Средние века.
ЗАДАНИЯ
1. Дайте определение следующим понятиям:
• ислам –
Халиф –
• Эмиры –
мусульманство –
• Коран –

2. Составьте схему:
Пять религиозных
обязанностей мусульманина

3. Разгадайте кроссворд:

1
2
3М

5
У

С

У

Л

Ь

М

А

Н

С

Т

В

О

4
2

По горизонтали:
1. Храм кубической формы в городе Мекке.
2. Шестая религиозная обязанность мусульманина.
По вертикали:
1. Священная книга ислама.
2. В переводе с арабского – «покорность Богу».
3. «О …, ты посланник Аллаха, а я – Джибраил!» - сказал ангел.
4. Кто стоял во главе области халифата?
5. Мировой центр мусульманской культуры и науки.
Китайская культура и ее влияние на соседние народы
Прочитайте тексты №1-3 и заполните таблицу:
Образование и наука
Изобретения

Вклад в мировую культуру

Текст №1. Образование и наука в Китае
Для управления огромной страной правительству требовались грамотные люди. В городах Китая
было много школ и высших учебных заведений, но учились в них лишь дети феодалов и купцов.
Чтобы стать чиновником, надо было сдать сложные экзамены.
В Китае выпускались учебники по строительству оросительных сооружений, земледелию и другие
книги. В больших библиотеках заботливо хранились и переписывались древние рукописи. В VII веке
в императорской библиотеке насчитывалось около 90 тысяч томов.
В VIII веке в Китае было открыто одно из первых в мире научных учреждений -Академия наук.
Китайские учёные сделали много выдающихся открытий. Математики решали сложные задачи,

связанные со строительством; в VII веке в Китае насчитывалось больше 3 тысяч учёныхматематиков.
Врачи знали множество лекарств. Они умели делать сложные операции и пользовались
средствами для обезболивания. Величайшим достижением китайской медицины были прививки от
оспы.
Китайские путешественники много сделали для развития географии. Они побывали в Средней
Азии, Индии и Индонезии, правдиво описали жизнь и обычаи многих народов. Моряки составили
подробные карты морского побережья Юго-Восточной Азии.
Текст №2. Изобретения
Китайцы первыми научились печатать книги. Сначала мастера вырезали текст на
гладких деревянных досках, иероглифы покрывали тушью и накладывали на них бумагу. При этом
каждый новый текст приходилось опять вырезать на доске. От частого смачивания краской доска
разбухала и быстро рассыхалась. В XI веке был изобретён разборный шрифт, состоявший из
отдельных иероглифов. Иероглифы сначала лепили из глины, а затем научились отливать их из
металла. Появились типографии, развернулась торговля книгами.
В VIII веке р столице Китая стала выходить первая в мире ежедневная газета «Столичный
вестник». Газету печатали с досок. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших
событиях. Эта газета под тем же названием выходила более тысячи лет.
Уже в древности в Китае научились делать порох. Сначала его применяли для фейерверков, а
затем и в военном деле. При защите городов воины использовали «огненные копья» - так назывались
пороховые ракеты, которыми наносили ожоги врагам. В XIII-XIV веках появились пушки и ружья.
В XI веке китайские моряки начали применять компас, изобретённый ещё в древности. С
помощью магнитной стрелки они могли точно определять направление в открытом море.
Текст №3. Вклад Китая в мировую культуру
Достижения китайской культуры перенимали другие народы. Из Китая Япония и Корея
заимствовали письменность, в эти страны перешло и книгопечатание. Корейские и японские врачи
приезжали учиться в Китай.
Бумага из Китая была завезена в Среднюю Азию. Её научились изготовлять арабы, а от них европейцы.
Производство шёлка из Китая перешло в Византию, а затем в Италию и во Францию. Приобретая
шёлковые вышивки и фарфоровую посуду, другие народы знакомились с китайским искусством.
Арабы познакомились в Китае с компасом. В XIII веке через арабов он стал известен европейцам.
Применение компаса содействовало развитию мореплавания.
В средние века талантливый китайский народ добился выдающихся успехов в науке, технике и
искусстве. Китайская культура была в то время намного выше европейской.
Повседневная жизнь горожан в Средние века.

Задание:
Прочитайте текст (Приложение 1) и заполните таблицу:
Города, население
Европы

Жилье европейцев

Питание

Мода

Культурное наследие европейского Средневековья.
Задание 1. Определите стиль архитектуры, по каким признакам определили:

Задание 2. Заполните схему «Средневековая культура» (п.17, стр.115):

«Средневековая культура»

Наука и
богословие
1. … .
2. … .
3. … .

Образование

Книгопечатание

Практическое занятие №3
Тема: От Древней Руси к Российскому государству.
Задание 1. Работа с атласом и контурной картой «Древнерусское государство в IX-XI
вв.» (Атлас с.2):
1. Отметьте на карте границы Древнерусского государства к 945 г.
2. Обозначьте территории расселения и названия племен Древнерусского
государства.
3. Подпишите названия рек, озер, морей, государств граничивших с Русью.
4. Стрелками обозначьте поход Олега на Кев в 882 г. Из какого города выехал Олег?

Задание 2. Прочитайте п.18, стр.120 и выделите предпосылки образования
Древнерусского государства.
Тема:Крещение Руси: причины, основные события, значение
Работа с историческими документами

Документ № 1. «Повесть временных лет» о варягах-мучениках
Пошел Владимир… к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и
бояре: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он. Того и зарежем в жертву богам». Был
тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил

Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него
сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его
дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его
окаянныё, и натравил людей.
И посланные к нему, придя сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги,
чтобы мы принесли жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а простое дерево: ныне есть, а
завтра сгинет, не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же
один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо и землю, и звезды, и луну, и солнце, и
человека, и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам
сына своего бесам».
Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же схватили оружие, пошли на него и
разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «дай сына своего, да
принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут
моего сына. А вы-то зачем совершаете им потребы?» И кликнули, и подсекли под ним сени, и так их
убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь тогда были люди невежды и нехристи. Дьявол же
радовался тому, не зная, что близка уже го погибель.
Документ № 2. «Повесть временных лет» о выборе веры князем Владимиром
Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не
имеешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету»… И другую всякую ложь говорили… Владимир
же слушал их… всласть. Но вот что ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от пития;
и сказал он: «Руси есть веселие пить. Не можем без того быти».
Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой»… Сказал же
Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».
Услышав об этом пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и
христиане, уча тебя каждый своей вере. Христианство же верует в того, кого мы распяли, а мы
веруем в единого бога, Авраама, Исаака и Иакова»… Сказал на это Владимир: «Как же вы иных
учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны?... Или и нам того же хотите?
Затем прислали греки к Владимиру философа со следующими словами: «Слышали мы, что
приходили болгары и учили тебя принять свою веру… Слышали мы и то, что приходили к вам из
Рима проповедовать у вас веру свою…» Сказал же Владимир: «Пришли ко мне евреи и сказали, что
немцы и греки веруют в того, кого они распяли». Философ ответил: «Воистину веруем в того».
Владимир спросил: «Зачем же сошел Бог не землю и принял такое страдание?» Ответил философ:
«Если хочешь послушать, то скажу тебе по порядку с самого начала, зачем Бог сошел на землю».
Владимир же сказал: «Рад послушать». И начал философ говорить так… /3алее в летописи следует
так называемая Речь философа/.
И, сказав это, философ показал Владимиру занавес, на котором написано было судилище
Господне, направо указал ему праведников, ищущих в веселии рай, а налево – грешников, идущих на
мучение… Философ же сказал: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись». Владимиру
же запала на сердце мысль эта, и сказал он: «Подожду еще немного», желая разузнать о всех верах. И
дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честиювеликою.
Документ № 3. «Повесть временных лет» о крещении киевлян
…Крестился же /князь Владимир/ в церкви святого Василия… в Корсунь-граде.
…И когда пришел /в Киев/, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь.
Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву вывозу к Ручью и
приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь
чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он
возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а
сегодня поругаем. Когда волокли Перуна к Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не
приняли они еще святого крещения.
И притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказал им: «Если
пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же
исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его
ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор.

Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то
богатый, или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом». Услышав это, с радостью, пошли
люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь и бояре».
На следующий день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и
сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же
у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали
молитвы, стоя на месте.
…Люди же, крестившись, разошлись по домам, Владимир же был рад, что познал Бога сам и
люди пего.
… И начал ставить по другим городам церкви и определять в них попов и приводить людей на
крещение по всем городам и селам.
Вопросы к документам:
1.
Как вы считаете, можно ли легенду о варягах-мучениках рассматривать как
одно из первых свидетельств о том, что часть населения Киева еще до официального
крещения приняла христианство?
2.
Обратите внимание на фрагменты текста, подчеркнутые линией. Подумайте,
откуда летописец мог узнать о том, о чем идет речь в этих фрагментах? Можно ли в этих
случаях доверять летописцу?
3.
Как вы полагаете, являются ли диалоги князя Владимира с представителями
разных религий достоверной записью бесед или это вымышленные (художественные)
тексты, которые летописец вставил в свой труд для обоснования собственной точки
зрения?
4. Выпишите цитаты из документа №3 недостоверные (вымышленные автором летописного
сообщения) сведения.

Тема: Владимиро-Суздальское княжество

Задание 1. Работа с атласом и контурной картой (атлас с.4)
Отметьте на контурной карте:
1. Территорию Владимиро-Суздальского княжества;
2. Города Владимиро-Суздальского княжества;
3. Реки, озера;
4. Год, место победы войск князя Константина Всеволодовича.
Задание 2. Заполните схему:
ВладимироСуздальское княжество
Князья
1. … .
2. … .
…

Деятельность
князей
1. … .
2. … .
…

Тема: «Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию»
Решить тест по теме: «Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию»
Цель работы: освоение систематизированных знаний об истории России конца XIII— XVвв;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической
информации; формирование исторического мышления.
Время выполнения – 45 мин.
Порядок выполнения работы:

1. Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
2. Ознакомиться в учебнике с информацией по теме.
3. Выбрать один из вариантов (практическая работа состоит из 2-х вариантов на выбор).
Каждая работа состоит из двух заданий. При выполнении Задания 1 текст необходимо
прочитать, проанализировать на достоверность, найти ошибки и переписать текст в тетрадь с
учетом ошибок, т.е. в исправленном виде (исправленное при этом подчеркивать). При
выполнении Задания 2 необходимо следовать инструкции теста.
4. Выполнить письменно в тетради по заданию тестовые вопросы.
Задание 1.Найдите ошибки в тексте (максимальное количество баллов – 6):
В 1472 г. после кончины Василия II Темного на престол вступил его сын Иван III Васильевич,
который продолжил дело объединения земель Руси вокруг Москвы и борьбы с Ордой. Иван III
прекратил выплату дани Большой Орде. Ее правитель хан Ахмат в 1475 г. привел большой войско к
Оке в районе впадения в нее реки Угры. Многодневные сражения закончились полным поражением
русского войска. Иго монголо-татар было сброшено. В 1490 г. издается первый кодекс законов
единой России – Судебник. Согласно ему высшим учреждением была вече. Появляются первые
министерства – органы центрального управления, которые возглавляли бояре и дьяки. Также
Судебник ввел правило, ограничивавшее выход крестьян: переход крестьян от одного помещика к
другому разрешался теперь только один раз в год, в течение недели и недели после Юрьева дня.
Задание 2. Ответьте на тесты (максимальное количество баллов – 24):
Выберите правильный ответ (вопросы 1-10):
1. Монголо-татарское иго на Руси длилось:
А) 1237-1380
Б) 1240-1480
В) 1243-1480
Г) 1247-1496
2. . Что послужило причиной поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами?
А. плохие погодные условия
Б. отсутствие у русских князей конницы
В. феодальная раздробленность на Руси
Г. военная помощь, которую половцы оказали
монголам
3. Какой город не был взят во время нашествия монголо-татар на Русь?
А. Козельск
б. Новгород Великий
В. . Рязань
г. Владимир
4. В ходе Ледового побоища сражались:
А. москвичи против новгородцев
Б. рязанцы против монголо-татар
В. новгородцы против немцев
Г. псковичи против шведов
5. Каков был результат битв на реке Неве и Чудском озере?
А. Русь захватила все побережье Балтийского моря
Б. Было положено начало объединению русских земель
В. Было остановлено наступление монголо-татар
Г. Было предотвращено распространение католицизма в русских землях
6. Какова была цель крестовых походов XII-XIII вв. в Прибалтику и Северо-Западную Русь?
А. освобождение Новгородской и Псковской земель от монголо-татар
Б. завоевание новых земель и распространение католицизма
В. знакомство жителей Прибалтики с передовыми методами ведения хозяйства
Г. восстановление торгового пути «из варяг в греки»
7. Как называли ордынских сборщиков дани в русских княжествах?
А. Баскаками
б. смердами
В. Наместниками
г. тысяцкими
8. Какова была причина возвышения Москвы?
А. умелая политика князей по отношению к Золотой Орде
Б. строительство Владимиром Мономахом каменных стен вокруг Москвы
В. теплый, мягкий климат
Г. помощь московским князьям со стороны Великого княжества Литовского
9. В чем состояло значение правления Ивана Калиты?
А. он уничтожил зависимость русских земель от Золотой Орды
Б. он завершил процесс объединения русских земель
В. он обезопасил Московское княжество от набегов ордынцев
Г. он построил белокаменный Московский Кремль
10. Судебник Ивана III, в отличие от Русской Правды:
А. вводил за наиболее тяжкие преступления кровную месть

Б. ограничивал право перехода крестьян Юрьевым днем
В. устанавливал республиканскую форму правления
Г. закреплял неравенство
11. Установите правильную последовательность исторических событий.
А. Правление Ивана Калиты
Б. Первое упоминание о Москве в летописях
В. Присоединение Новгорода к Москве
Г. Нападение монголо-татарских войск во главе с ханом Батыем на Владимирское княжество
12. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу
левого столбика соответствует один элемент правого
Монгольский предводитель
Год нашествия
1.Батый
А. 1382
2.Тохтамыш
Б. 1237
3.Мамай
В. 1380
13. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу
левого столбика соответствует один элемент правого.
Понятие
Определение
1. вотчина
А. часть города, населенная людьми сходных профессий
2. поместье
Б. земельное владение, даваемое за военную и
3. слобода
государственную службу, без права продажи, обмена и
наследования
В. наследственное земельное владение феодала
14. . Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу
левого столбика соответствует один элемент правого
Событие
Год нашествия
1.Ледовое побоище
А. 1223 г.
2.Невская битва
Б. 1240 г.
3.Битва на р.Калка
В. 1242 г.
15. Продолжите логический ряд и укажите недостающее название
Александр Ярославович – река Нева
Дмитрий Иванович – река Дон
Иван III - река ______________
Критерии оценки задания 1:
6-5 правильных ответа – оценка «5», 4-3 правильных ответа – оценка «4»,
2 правильных ответа – оценка «3», 1 и менее правильных ответов – оценка «2».
Критерии оценки задания 2:24-21 правильных ответа – оценка «5», 20-15 правильных ответа –
оценка «4», 14-11 правильных ответа – оценка «3», 10 и менее правильных ответов – оценка «2».

Тема: Куликовская битва, ее значение

Задание 1. Расскажите по карте-схеме, Куликовской битвы, тактику, построение
русских отрядов. В чем заключается значение Куликовской битвы?

Задание 2. Верно ли утверждение:

1. 11 августа 1378 г. на берегу реки Волга войско Бегича было разгромлено
московской ратью.
2. Русское войско насчитывало около 150 тысяч человек.
3. В 70-е гг. XIVвека в Золотой Орде усилилась власть полководца
Чингисхана.
4. В 1382 году с громадными силами хан Тохтамыш скрытно двинулся на
Русь.
5. Ягайло – литовский князь.

Да/Нет
Да/Нет
Да/Нет
Да/Нет
Да/Нет

Тема: Образование единого Русского государства и его значение.
Задание 1. Заполните схему:
Два центра объединения
Русских земель

Задание 2. Устно ответьте на вопросы:
− В чем состояли причины объединения Русских земель?
− Перечислите причины возвышения Москвы?
− Охарактеризуйте политику Ивана Калиты.
Задание 3. Верно ли утверждение:

1. В 1300 г. Даниил получил по завещанию Переяславль-Залесский
2. В 1323 году сын Даниила Юрий был убит в Орде.
3. С появлением Ивана Калиты начинается новый этап в истории России –
этап собирания земель.
4. В 1372 году Ольгерд в третий раз попытался взять Тверь.

Да/Нет
Да/Нет
Да/Нет
Да/Нет

5. Ягайло – литовский князь.

Да/Нет

Практическое занятие №4
«Культура России XVI-XVIIвв»
Тема: подбор информации и создание слайд - презентации по теме: «Культура
РоссииXVI-XVIIвв».
Цель работы: развивать представления о Культуре РоссииXIII-XVII веков,
способствовать формированию умений осуществления самостоятельного поиска и
анализа собранной исторической информации
Порядок выполнения работы
1. Записать номер практической работы, тему работы.
2. Выполнить предложенные задания.
Задание 1.
Подобрать информацию и сопровождающие ее иллюстрации в сети Интернет или с
помощью учебника «История» А.В. Чудинов, А.В.Гладышев.
Задание 2.
Разработать презентацию минимум на 4 слайда в программе PowerPoint, включая
титульный слайд, на котором отображена тема презентации, группа и автор(ы) работы
Практическое занятие №5
Тема: Русская культура ХVIII в.
Задание 1. Прочитайте текст «Историки России в 18 веке» и заполните таблицу.
Ф.И.О. историка
Годы жизни
Исторические труды,
краткое содержание

Задание 2. Составьте 5 «тонких» и 4 «толстых» вопроса:
?
Кто...

Дайте объяснение, почему...

Что...

Почему вы думаете...

Когда...

Почему вы считаете...

Может...

В чем разница...

Верно...

Основные источники:

1. В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков. История, ч.1, ч.2 – М.: «Академия», 2018.
2. Всеобщая история 11 класс О.В. Волобуев, М.В. Понамарев МИ Дрофа, 2020 г.

Дополнительные источники:

О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожин Россия в мире,- М.:Дрофа,2018
Н.В.Загладин Всемирная история: ХХ век, -М.: ООО ТИД «Русское слово» - РС, 2015
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М., 2012.
Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого
учебника истории. — М., 2015.
5. Шевченко Н. И. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. — М., 2013.
6. История России. 1900—1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А. В. Филиппова, А. А. Данилова.
— М., 2010.
1.
2.
3.
4.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».