23.02.07 ОПОП ТОиРД_подписано

Министерство образования и науки
Забайкальского края
Г осударственное профессиональное образовательное учреждение
«Приаргунский государственный колледж»

Баженова Валентина
Владимировна
C=RU, O="ГПОУ ""
Приаргунский
государственный
колледж""", CN=Баженова
Валентина Владимировна,
E=pgk.priarg@mail.ru
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей подписью
пгт Приаргунск
2021.11.15 11:20:07+09'00'

«ПГК»
ва В.В.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
по специальности среднего профессионального образования
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомо­
билей)

Квалификация: Специалист
Форма обучения - очная
Нормативный срок обучения
- 3 года и 10 мес. на базе ос­
новного общего образования
Профиль: технологический

п. Приаргунск, 2021 г.
1

Содержание

Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
4.2. Профессиональные компетенции
Раздел 5. Примерная структура образовательной программы
5.1. Учебный план
5.2. Календарный учебный график
5.3. Рабочая программа воспитания
5.4. Календарный план воспитательной работы
Раздел 6. Примерные условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы.
6.3. Требования к организации воспитания обучающихся
6.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной
итоговой аттестации
Раздел 8. Разработчики примерной основной образовательной программы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Примерные программы профессиональных модулей
Приложение 2. Примерные программы учебных дисциплин
Приложение 3. Примерная рабочая программа воспитания
Приложение 4. Примерные оценочные средства для государственной итоговой аттестации
по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и
агрегатов автомобилей

2

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая основная образовательная программа среднего профессионального
образования (далее – ПООП СПО) по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание
и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей, утверждѐнного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации №1568 от 9 декабря 2016 года, зарегистрированного в
Минюсте РФ 26 декабря 2016 года, регистрационный № 44946.
ПООП определяет рекомендованный объем и содержание среднего
профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и
ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, планируемые результаты освоения
образовательной программы, условия образовательной деятельности.
ПООП разработана для реализации образовательной программы на базе основного
общего образования.
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования,
разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО
с учетом получаемой специальности и настоящей ПООП СПО.
1.2. Нормативные документы для разработки ООП
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1568 от 09 декабря 2016 года, зарегистрированного в Минюсте РФ 26 декабря 2016 года, регистрационный № 44946 (далее ФГОС
СПО).
- Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200) (далее - Порядок организации образовательной деятельности);
- Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30306);
Приказ Министерства просвещения РФ от 05 августа 2020 г. N 885/390 «О практической подготовке обучающихся»;

1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ООП
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ООП –основная образовательная программа;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОК – общие компетенции;
3

ПК – профессиональные компетенции;
ЛР – личностные результаты
ГИА – государственная итоговая аттестация;
Раздел 2 Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: техник
Формы получения образования: допускается только в профессиональной образовательной организации или в образовательной организации высшего образования
Формы обучения: очная.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе основного общего образования: 5940 часа.
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе
основного общего образования в очной форме – 3 года 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий,
увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
- не более чем на 1,5 года на базе основного общего образования;
- не более чем на 1 год на базе среднего общего образования.
Объем и сроки получения среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей на базе основного общего образования с одновременным получением среднего
общего образования: 5940 часа.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: 17 Транспорт, 33 Сервис,
оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление
персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.).
3.2. Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям
Наименования основНаименования
Сочетания квалификаций
ныхвидов деятельнопрофессиональСпециалист
сти
ныхмодулей
Техническое обслужива- Техническое обние и ремонт автотранс- служивание и репортных средств
монт автотранспортных средств
Организация процессов Организация пропо техническому обслу- цессов по техниживанию и ремонту ав- ческому обслужитотранспортных средств ванию и ремонту
автотранспортных
средств
Организация процессов Организация промодернизации и модицессов модернификации автотранспортзации и модифиных средств
кации автотранспортных средств
Выполнение работ по
Выполнение раодной или нескольким
бот по одной или

Осваивается

Осваивается

Осваивается

Осваивается

4

профессиям рабочих,
должностям служащих
18511 Слесарь по ремонту автомобилей

нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих
18511 Слесарь по
ремонту автомобилей
Водитель автомобиля категории
«С»

Водитель автомобиля
категории «С»

Осваивается

Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1 Общие компетенции
Код
компетенции

Формулировка
компетенции

Знания, умения

ОК 01

Выбирать способы решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения
задач
профессиональной
деятельности

ОК 03

Планировать
реализовывать

и

Общие компетенции
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу
и/или проблему и выделять еѐ составные части; определять
этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной
и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структура плана для решения задач; порядок
оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.
Умения: определять задачи поиска информации; определять
необходимые источники информации; планировать процесс
поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска
Знания номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов
поиска информации
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; выстраивать
5

собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

ОК 08

траектории профессионального и личностного развития
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования
Работать в кол- Умения: организовывать работу коллектива и команды; взалективе и коман- имодействовать с коллегами, руководством, клиентами
де,
эффективно Знания: психология коллектива; психология личности; освзаимодействоновы проектной деятельности
вать с коллегами,
руководством,
клиентами.
Осуществлять
Умения: излагать свои мысли на государственном языке;
устную и пись- оформлять документы
менную коммуни- Знания: особенности социального и культурного контекста;
кацию на государ- правила оформления документов.
ственном языке с
учетом особенностей социального
и
культурного
контекста.
Проявлять граж- Умения: описывать значимость своей профессии
данскоПрезентовать структуру профессиональной деятельности по
патриотическую
профессии (специальности)
позицию, демон- Знания: сущность гражданско-патриотической позиции
стрировать
осо- Общечеловеческие ценности
знанное поведение Правила поведения в ходе выполнения профессиональной
на основе тради- деятельности, стандарты антикоррупционного поведения.
ционных общечеловеческих ценностей, применять
стандарты антикоррупционного
поведения.
Содействовать
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности;
сохранению
определять направления ресурсосбережения в рамках проокружающей сре- фессиональной деятельности по профессии (специальности).
ды, ресурсосбере- Знания: правила экологической безопасности при ведении
жению,
эффек- профессиональной деятельности; основные ресурсы, задейтивно действовать ствованные в профессиональной деятельности; пути обеспев чрезвычайных чения ресурсосбережения.
ситуациях.
Использовать
Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деясредства физиче- тельность для укрепления здоровья, достижения жизненных
ской культуры для и профессиональных целей; применять рациональные приесохранения
и мы двигательных функций в профессиональной деятельноукрепления здо- сти; пользоваться средствами профилактики перенапряжеровья в процессе ния характерными для данной профессии (специальности)
профессиональной Знания: роль физической культуры в общекультурном, продеятельности
и фессиональном и социальном развитии человека; основы
поддержание не- здорового образа жизни; условия профессиональной деяобходимого уров- тельности и зоны риска физического здоровья для професня
физической сии (специальности); средства профилактики перенапряже6

ОК 09

подготовленности.
Использовать информационные
технологии в профессиональной
деятельности

ОК 10

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном
и
иностранном
языках.

ОК 11

Использовать знания по финансовой грамотности,
планировать
предпринимательскую деятельность
в профессиональной сфере.

ния.
Умения: применять средства информационных технологий
для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение
Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые); понимать тексты на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о
своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);
лексический минимум, относящийся к описанию предметов,
средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности
Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования
Знания: основы предпринимательской деятельности; основы
финансовой грамотности; правила разработки бизнеспланов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты

4.2. Профессиональные компетенции
Код компетенции
Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей

Формулировка
компетенции
ПК 1.1. Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей

Знания, умения
Практический опыт: Приемка и подготовка
автомобиля к диагностике Общая органолептическая диагностика автомобильных двигателей по внешним признакам Проведение инструментальной диагностики автомобильных
двигателей Оценка результатов диагностики
автомобильных двигателей Оформление диагностической карты автомобиля
Умения: Принимать автомобиль на диагностику, проводить беседу с заказчиком для выявления его жалоб на работу автомобиля, проводить внешний осмотр автомобиля, составлять необходимую документацию; Выявлять
по внешним признакам отклонения от нормального технического состояния двигателя,
7

делать на их основе прогноз возможных неисправностей; Выбирать методы диагностики,
выбирать необходимое диагностическое оборудование и инструмент, подключать и использовать диагностическое оборудование,
выбирать и использовать программы диагностики, проводить диагностику двигателей. Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности. Использовать технологическую документацию на диагностику
двигателей, соблюдать регламенты диагностических работ, рекомендованные автопроизводителями. Читать и интерпретировать данные,
полученные в ходе диагностики. Определять
по результатам диагностических процедур неисправности механизмов и систем автомобильных двигателей, оценивать остаточный
ресурс отдельных наиболее изнашиваемых
деталей, принимать решения о необходимости
ремонта и способах устранения выявленных
неисправностей. Использовать технологическую документацию на диагностику двигателей, соблюдать регламенты диагностических
работ, рекомендованные автопроизводителями. Читать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики. Применять информационно-коммуникационные технологии
при составлении отчетной документации по
диагностике двигателей. Заполнять форму диагностической карты автомобиля. Формулировать заключение о техническом состоянии
автомобиля
Знания: Марки и модели автомобилей, их
технические характеристики и особенности
конструкции. Технические документы на приѐмку автомобиля в технический сервис. Психологические основы общения с заказчиками.
Устройство и принцип действия систем и механизмов двигателя, регулировки и технические параметры исправного состояния двигателей, основные внешние признаки неисправностей автомобильных двигателей различных
типов. Устройство и принцип действия систем
и механизмов двигателя, диагностируемые параметры работы двигателей, методы инструментальной диагностики двигателей, диагностическое оборудование для автомобильных
двигателей, их возможности и технические
характеристики, оборудование коммутации.
Основные неисправности двигателей и способы их выявления при инструментальной диагностике. Знать правила техники безопасности
и охраны труда в профессиональной деятель8

ПК 1.2. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей
согласно технологической документации.

ности. Основные неисправности автомобильных двигателей, их признаки, причины и способы устранения. Коды неисправностей, диаграммы работы электронного контроля работы
автомобильных двигателей, предельные величины износов их деталей и сопряжений. Технические документы на приѐмку автомобиля в
технический сервис. Содержание диагностической карты автомобиля, технические термины, типовые неисправности. Информационные
программы технической документации по диагностике автомобилей.
Практический опыт: Приѐм автомобиля на
техническое обслуживание. Определение перечней работ по техническому обслуживанию
двигателей. Подбор оборудования, инструментов и расходных материалов. Выполнение
регламентных работ по техническому обслуживанию автомобильных двигателей. Сдача
автомобиля заказчику. Оформление технической документации
Умения: Принимать заказ на техническое обслуживание автомобиля, проводить его внешний осмотр, составлять необходимую приемочную документацию. Определять перечень
регламентных работ по техническому обслуживанию двигателя. Выбирать необходимое
оборудование для проведения работ по техническому обслуживанию автомобилей, определять исправность и функциональность инструментов, оборудования; определять тип и
количество необходимых эксплуатационных
материалов для технического обслуживания
двигателя в соответствии с технической документацией подбирать материалы требуемого
качества в соответствии с технической документацией. Определять перечень регламентных работ по техническому обслуживанию
двигателя. Выбирать необходимое оборудование для проведения работ по техническому
обслуживанию автомобилей, определять исправность и функциональность инструментов,
оборудования; определять тип и количество
необходимых эксплуатационных материалов
для технического обслуживания двигателя в
соответствии с технической документацией
подбирать материалы требуемого качества в
соответствии с технической документацией.
Применять информационнокоммуникационные технологии при составлении отчетной документации по проведению технического обслуживания автомобилей. Заполнять форму
наряда на проведение технического обслужи9

ПК 1.3. Проводить
ремонт различных
типов двигателей в
соответствии с технологической документацией

вания автомобиля. Заполнять сервисную
книжку. Отчитываться перед заказчиком о
выполненной работе.
Знания: Марки и модели автомобилей, их технические характеристики, особенности конструкции и технического обслуживания. Технические документы на приѐмку автомобиля в
технический сервис. Психологические основы
общения с заказчиками. Перечни и технологии
выполнения работ по техническому обслуживанию двигателей. Виды и назначение инструмента, приспособлений и материалов для
обслуживания и двигателей. Требования охраны труда при работе с двигателями внутреннего сгорания. Устройство двигателей автомобилей, принцип действия его механизмов и
систем, неисправности и способы их устранения, основные регулировки систем и механизмов двигателей и технологии их выполнения,
свойства технических жидкостей. Перечни регламентных работ, порядок и технологии их
проведения для разных видов технического
обслуживания. Особенности регламентных
работ для автомобилей различных марок. Основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов. Физические и химические свойства горючих и смазочных материалов. Области применения материалов. Формы
документации по проведению технического
обслуживания автомобиля на предприятии
технического сервиса, технические термины.
Информационные программы технической
документации по техническому обслуживанию автомобилей
Практический опыт: Подготовка автомобиля к
ремонту. Оформление первичной документации для ремонта. Демонтаж и монтаж двигателя автомобиля; разборка и сборка его механизмов и систем, замена его отдельных деталей. Проведение технических измерений соответствующим инструментом и приборами. Ремонт деталей систем и механизмов двигателя.
Регулировка, испытание систем и механизмов
двигателя после ремонта
Умения: Оформлять учетную документацию.
Использовать уборочно-моечное и технологическое оборудование. Снимать и устанавливать двигатель на автомобиль, разбирать и собирать двигатель. Использовать специальный
инструмент и оборудование при разборочносборочных работах. Работать с каталогами деталей. Выполнять метрологическую поверку
10

средств измерений. Производить замеры деталей и параметров двигателя контрольноизмерительными приборами и инструментами.
Выбирать и пользоваться инструментами и
приспособлениями для слесарных работ. Снимать и устанавливать узлы и детали механизмов и систем двигателя. Определять неисправности и объем работ по их устранению.
Определять способы и средства ремонта. Выбирать и использовать специальный инструмент, приборы и оборудование. Определять
основные свойства материалов по маркам.
Выбирать материалы на основе анализа их
свойств для конкретного применения. Соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.
Знания: Устройство и конструктивные особенности ремонтируемых автомобильных двигателей. Назначение и взаимодействие узлов и
систем двигателей. Знание форм и содержание
учетной документации. Характеристики и
правила эксплуатации вспомогательного оборудования. Технологические процессы демонтажа, монтажа, разборки и сборки двигателей,
его механизмов и систем. Характеристики и
порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования.
Назначение и структуру каталогов деталей.
Средства метрологии, стандартизации и сертификации. Устройство и конструктивные
особенности обслуживаемых двигателей. Технологические требования к контролю деталей
и состоянию систем. Порядок работы и использования контрольно-измерительных приборов и инструментов. Основные неисправности двигателя, его систем и механизмов их
причины и способы устранения. Способы и
средства ремонта и восстановления деталей
двигателя. Технологические процессы разборки-сборки узлов и систем автомобильных двигателей. Характеристики и порядок использования специального инструмента, приспособлений и оборудования. Технологии контроля
технического состояния деталей. Основные
свойства, классификацию, характеристики,
применяемых в профессиональной деятельности материалов. Области применения материалов. Правила техники безопасности и охраны
труда в профессиональной деятельности. Регулировать механизмы двигателя и системы в
соответствии с технологической документацией. Проводить проверку работы двигателя.
Технические условия на регулировку и испы11

Организация процесса по техническом у обслуживанию и ремонту
автомобиля

тания двигателя его систем и механизмов.
Технологию выполнения регулировок двигателя. Оборудования и технологию испытания
двигателей.
ПК 2.1 Планировать Практический опыт: Планирование производдеятельность подраз- ственной программы по эксплуатации поделения по техниче- движного состава автомобильного транспорта
скому обслуживанию Планирование производственной программы
и ремонту систем,
по техническому обслуживанию и ремонту
узлов и двигателей.
подвижного состава автомобильного транспорта Планирование численности производственного персонала Составление сметы затрат и калькуляция себестоимости продукции
предприятия автомобильного транспорта
Определение финансовых результатов деятельности предприятия автомобильного
транспорта
Умения: Производить расчет производственной мощности подразделения по установленным срокам; обеспечивать правильность и
своевременность оформления первичных документов; рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности; планировать производственную программу на
один автомобиле день работы предприятия;
планировать производственную программу на
год по всему парку автомобилей; оформлять
документацию по результатам расчетов Организовывать работу производственного подразделения; обеспечивать правильность и
своевременность оформления первичных документов; определять количество технических
воздействий за планируемый период; определять объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей; определять потребность в техническом оснащении и материальном обеспечении работ по техническому
обслуживанию и ремонту автомобилей; контролировать соблюдение технологических
процессов; оперативно выявлять и устранять
причины нарушений технологических процессов; определять затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей; оформлять
документацию по результатам расчетов Различать списочное и явочное количество сотрудников; производить расчет планового
фонда рабочего времени производственного
персонала; определять численность персонала
путем учета трудоемкости программы производства; рассчитывать потребность в основных и вспомогательных рабочих для производственного подразделения; использовать
12

технически-обоснованные нормы труда; производить расчет производительности труда
производственного персонала; планировать
размер оплаты труда работников; производить
расчет среднемесячной заработной платы производственного персонала; производить расчет доплат и надбавок к заработной плате работников; определять размер основного фонда
заработной платы производственного персонала; определять размер дополнительного
фонда заработной платы производственного
персонала; рассчитывать общий фонд заработной платы производственного персонала;
производить расчет платежей во внебюджетные фонды РФ; формировать общий фонд заработной платы персонала с начислениями
Формировать смету затрат предприятия; производить расчет затрат предприятия по статьям сметы затрат; определять структуру затрат
предприятия автомобильного транспорта;
калькулировать себестоимость транспортной
продукции по статьям сметы затрат; графически представлять результаты произведенных
расчетов; рассчитывать тариф на услуги предприятия автомобильного транспорта; оформлять документацию по результатам расчетов
Производить расчет величины доходов предприятия; производить расчет величины валовой прибыли предприятия; производить расчет
налога на прибыть предприятия; производить
расчет величины чистой прибыли предприятия; рассчитывать экономическую эффективность производственной деятельности; проводить анализ результатов деятельности предприятия автомобильного транспорта
Знания: Действующие законодательные и
нормативные акты, регулирующие производственнохозяйственную деятельность предприятия; основные технико-экономические показатели производственной деятельности; методики расчета технико-экономических показателей производственной деятельности Требования «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»; основы организации
деятельности предприятия; системы и методы
выполнения технических воздействий; методику расчета технико-экономических показателей производственной деятельности; нормы
межремонтных пробегов; методику корректировки периодичности и трудоемкости технических воздействий; порядок разработки и
оформления технической документации Кате13

гории работников на предприятиях автомобильного транспорта; методику расчета планового фонда рабочего времени производственного персонала; действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие
порядок исчисления и выплаты заработной
платы; форм и систем оплаты труда персонала; назначение тарифной системы оплаты труда и ее элементы; виды доплат и надбавок к
заработной плате на предприятиях автомобильного транспорта; состав общего фонда
заработной платы персонала с начислениями;
действующие ставки налога на доходы физических лиц; действующие ставки по платежам
во внебюджетные фонды РФ Классификацию
затрат предприятия; статьи сметы затрат; методику составления сметы затрат; методику
калькуляции себестоимости транспортной
продукции; способы наглядного представления и изображения данных; методы ценообразования на предприятиях автомобильного
транспорта Методику расчета доходов предприятия; методику расчета валовой прибыли
предприятия; общий и специальный налоговые режимы; действующие ставки налогов, в
зависимости от выбранного режима налогообложения; методику расчета величины чистой
прибыли; порядок распределения и использования прибыли предприятия; методы расчета
экономической эффективности производственной деятельности предприятия; методику
проведения экономического анализа деятельности предприятия
ПК 2.2 Организовывать материальнотехническое обеспечение процесса по
техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Практический опыт: Формирование состава и
структуры основных фондов предприятия автомобильного транспорта. Формирование состава и структуры оборотных средств предприятия автомобильного транспорта Планирование материально-технического снабжения
производства
Умения: Проводить оценку стоимости основных фондов; анализировать объем и состав
основных фондов предприятия автомобильного транспорта; определять техническое состояние основных фондов; анализировать движение основных фондов; рассчитывать величину
амортизационных отчислений; определять
эффективность использования основных фондов Определять потребность в оборотных
средствах; нормировать оборотные средства
предприятия; определять эффективность использования оборотных средств; выявлять пу14

ПК 2.3. Осуществлять организацию и
контроль деятельности персонала подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных
средств.

ти ускорения оборачиваемости оборотных
средств предприятия автомобильного транспорта Определять потребность предприятия
автомобильного транспорта в объектах материальнотехнического снабжения в натуральном и стоимостном выражении
Знания: Характерные особенности основных
фондов предприятий автомобильного транспорта; классификацию основных фондов
предприятия; виды оценки основных фондов
предприятия; особенности структуры основных фондов предприятий автомобильного
транспорта; методику расчета показателей,
характеризующих техническое состояние и
движение основных фондов предприятия; методы начисления амортизации по основным
фондам; методику оценки эффективности использования основных фондов Состав и
структуру оборотных средств предприятий
автомобильного транспорта; стадии кругооборота оборотных средств; принципы и методику нормирования оборотных фондов предприятия; методику расчета показателей использования основных средств Цели материальнотехнического снабжения производства; задачи
службы материально-технического снабжения; объекты материального снабжения на
предприятиях автомобильного транспорта;
методику расчета затрат по объектам материальнотехнического снабжения в натуральном
и стоимостном выражении
Практический опыт: Подбор и расстановка
персонала, построение организационной
структуры управления Построение системы
мотивации персонала Построение системы
контроля деятельности персонала Руководство
персоналом Принятие и реализация управленческих решений Осуществление коммуникаций Документационное обеспечение управления и производства Обеспечение безопасности
труда персонала
Умения: Оценивать соответствие квалификации работника требованиям к должности Распределять должностные обязанности Обосновывать расстановку рабочих по рабочим местам в соответствии с объемом работ и спецификой технологического процесса Выявлять
потребности персонала Формировать факторы
мотивации персонала Применять соответствующий метод мотивации Применять практические рекомендации по теориям поведения
людей (теориям мотивации) Устанавливать
параметры контроля (формировать «кон15

трольные точки») Собирать и обрабатывать
фактические результаты деятельности персонала Сопоставлять фактические результаты
деятельности персонала с заданными параметрами (планами) Оценивать отклонение фактических результатов от заданных параметров
деятельности, анализировать причины отклонения Принимать и реализовывать корректирующие действия по устранению отклонения
или пересмотру заданных параметров («контрольных точек») Контролировать соблюдение технологических процессов и проверять
качество выполненных работ Подготавливать
отчетную документацию по результатам контроля Координировать действия персонала
Оценивать преимущества и недостатки стилей
руководства в конкретной хозяйственной ситуации Реализовывать власть. Диагностировать управленческую задачу (проблему) Выставлять критерии и ограничения по вариантам решения управленческой задачи Формировать поле альтернатив решения управленческой задачи Оценивать альтернативы решения
управленческой задачи на предмет соответствия критериям выбора и ограничениям
Осуществлять выбор варианта решения
управленческой задачи Реализовывать управленческое решение Формировать (отбирать)
информацию для обмена Кодировать информацию в сообщение и выбирать каналы передачи сообщения Применять правила декодирования сообщения и обеспечивать обратную
связь между субъектами коммуникационного
процесса Предотвращать и разрешать конфликты Разрабатывать и оформлять техническую документацию Оформлять управленческую документацию Соблюдать сроки формирования управленческой документации. Оценивать обеспечение производства средствами
пожаротушения Оценивать обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты
Контролировать своевременное обновление
средств защиты, формировать соответствующие заявки Контролировать процессы экологизации производства Соблюдать периодичность проведения инструктажа Соблюдать
правила проведения и оформления инструктажа
Знания: Сущность, систему, методы, принципы, уровни и функции менеджмента Квалификационные требования ЕТКС по должностям
«Слесарь по ремонту автомобилей», «Техник
по ТО и ремонту автомобилей», «Мастер
16

участка» Разделение труда в организации Понятие и типы организационных структур
управления Принципы построения организационной структуры управления Понятие и закономерности нормы управляемости Сущность, систему, методы, принципы, уровни и
функции менеджмента Понятие и механизм
мотивации Методы мотивации Теории мотивации Сущность, систему, методы, принципы,
уровни и функции менеджмента Понятие и
механизм контроля деятельности персонала
Виды контроля деятельности персонала
Принципы контроля деятельности персонала
Влияние контроля на поведение персонала
Метод контроля «Управленческая пятерня»
Нормы трудового законодательства по дисциплинарным взысканиям Положения нормативно-правового акта «Правила оказания
услуг (выполнения работ) по ТО и ремонту
автомототранспортных средств» Положения
действующей системы менеджмента качества
Сущность, систему, методы, принципы, уровни и функции менеджмента Понятие стиля руководства, одномерные и двумерные модели
стилей руководства Понятие и виды власти
Роль власти в руководстве коллективом Баланс власти Понятие и концепции лидерства
Формальное и неформальное руководство
коллективом Типы работников по матрице
«потенциал-объем выполняемой работы»
Сущность, систему, методы, принципы, уровни и функции менеджмента Понятие и виды
управленческих решений Стадии управленческих решений Этапы принятия рационального
решения Методы принятия управленческих
решений Сущность, систему, методы, принципы, уровни и функции менеджмента Понятие
и цель коммуникации Элементы коммуникационного процесса Этапы коммуникационного процесса Понятие вербального и невербального общения Каналы передачи сообщения Типы коммуникационных помех и способы их минимизации Коммуникационные потоки в организации Понятие, вилы конфликтов Стратегии поведения в конфликте Основы
управленческого учета и документационного
обеспечения технологических процессов по
ТО и ремонту автомобильного транспорта Понятие и классификация документации Порядок разработки и оформления технической и
управленческой документации Правила охраны труда Правила пожарной безопасности
Правила экологической безопасности Перио17

ПК 2.4. Разрабатывать предложения по
совершенствованию
деятельности подразделения по техническому обслуживанию и ремонту

дичность и правила проведения и оформления
инструктажа
Практический опыт: Сбор информации о состоянии использования ресурсов, организационнотехническом и организационноуправленческом уровне производства Постановка задачи по совершенствованию деятельности подразделения, формулировка конкретных средств и способов ее решения Документационное оформление рационализаторского
предложения и обеспечение его движения по
восходящей
Умения: Извлекать информацию через систему коммуникаций Оценивать и анализировать
использование материально-технических ресурсов производства Оценивать и анализировать использование трудовых ресурсов производства Оценивать и анализировать использование финансовых ресурсов производства
Оценивать и анализировать организационнотехнический уровень производства Оценивать
и анализировать организационноуправленческий уровень производства Формулировать
проблему путем сопоставления желаемого и
фактического результатов деятельности подразделения Генерировать и выбирать средства
и способы решения задачи Всесторонне прорабатывать решение задачи через указание
данных, необходимых и достаточных для реализации предложения Формировать пакет документов по оформлению рационализаторского предложения Осуществлять взаимодействие с вышестоящим руководством
Знания: Действующие законодательные и
нормативные акты, регулирующие производственнохозяйственную деятельность Основы
менеджмента Порядок обеспечения производства материальнотехническими, трудовыми и
финансовыми ресурсами Порядок использования материально-технических, трудовых и
финансовых ресурсов Особенности технологического процесса ТО и ремонта автотранспортных средств Требования к организации
технологического процесса ТО и ремонта автотранспортных средств Действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность Основы менеджмента Передовой
опыт организации процесса по ТО и ремонту
автотранспортных средств Нормативные документы по организации и проведению рационализаторской работы Документационное
обеспечение управления и производства Орга18

Организация процесса модернизации и модификации автотранспортных средств

ПК 3.1. Определять
необходимость модернизации автотранспортного средства.

низационную структуру управления
Практический опыт: Оценка технического состояния транспортных средств и возможности
их модернизации. Работа с нормативной и законодательной базой при подготовке Т.С. к
модернизации. Прогнозирование результатов
от
модернизации Т.С.
Умения: Визуально и экспериментально определять техническое состояние узлов, агрегатов
и механизмов транспортного средства Подбирать необходимый инструмент и оборудование для проведения работ; Органолептическое
оценивание технического состояния транспортных средств (Т.С.) Применять законодательные акты в отношении модернизации Т.С.
Разрабатывать технические задания на модернизацию Т.С. Подбирать инструмент и оборудование для проведения работ. Производить
расчеты экономической эффективности от
внедрения мероприятий по модернизации Т.С.
Пользоваться вычислительной техникой; Анализировать результаты модернизации на примере других предприятий (организаций).
Знания: Конструкционные особенности узлов,
агрегатов и деталей транспортных средств
Назначение, устройство и принцип работы
технологического оборудования для модернизации; Материалы, используемые при производстве узлов, агрегатов и деталей Т.С. Неисправности и признаки неисправностей узлов,
агрегатов и деталей Т.С. Методики диагностирования узлов, агрегатов и деталей Т.С. Свойства и состав эксплуатационных материалов,
применяемых в Т.С. Техника безопасности
при работе с оборудованием; Факторы, влияющие на степень и скорость износа узлов, агрегатов и механизмов Т.С. Назначение,
устройство и принцип работы технологического оборудования для модернизации; Основы работы с поисковыми системами во всемирной системе объединѐнных компьютерных
сетей «Internet»; Законы, регулирующие сферу
переоборудования Т.С, экологические нормы
РФ; Правила оформления документации на
транспорте. Правила расчета снижения затрат
на эксплуатацию Т.С., рентабельность услуг;
Правила подсчета расхода запасных частей н
затрат на обслуживание и ремонт; Процесс
организации технического обслуживания и
текущего ремонта на АТП; Перечень работ
технического обслуживания и текущего ремонта Т.С. Факторы, влияющие на степень и
19

ПК 3.2. Планировать
взаимозаменяем ость
узлов и агрегатов автотранспортного
средства и повышение их эксплуатационных свойств.

ПК 3.3. Владеть методикой тюнинга автомобиля.

скорость износа узлов, агрегатов и механизмов Т.С.
Практический опыт: Работа с базами по подбору запасных частей к Т.С. с целью взаимозаменяемости. Проведение измерения узлов и
деталей с целью подбора заменителей и определять их характеристики.
Умения: Подбирать запасные части по VIN
номеру Т.С. Подбирать запасные части по артикулам и кодам в соответствии с оригинальным каталогом; Читать чертежи, схемы и эскизы узлов, механизмов и агрегатов Т.С. Выполнять чертежи, схемы и эскизы узлов, механизмов и агрегатов Т.С. Подбирать правильный измерительный инструмент; Определять
основные геометрические параметры деталей,
узлов и агрегатов; Определять технические
характеристики узлов и агрегатов Т.С. Анализировать технические характеристики узлов и
агрегатов Т.С. Правильно выбирать наилучший вариант в расчете «цена-качество» из широкого спектра запасных частей, представленных различными производителями на рынке.
Знания: Классификация запасных частей; Основные сервисы в сети интернет по подбору
запасных частей; Правила черчения, стандартизации и унификации изделий; Правила чтения технической и технологической документации; Правила разработки и оформления документации на учет и хранение запасных частей; Правила чтения электрических схем;
Приемов работы в Microsoft Excel,Word,
MATLAB и др. программах; Приемов работы
в двух- и трѐхмерной системах автоматизированного проектирования и черчения «КОМПАС», «Auto CAD». Метрология, стандартизация и сертификация; Правила измерений
различными инструментами и приспособлениями; Правила перевода чисел в различные системы счислений; Международные меры длины; Законы теории надежности механизмов,
агрегатов и узлов Т.С.; Свойства металлов и
сплавов; Свойства резинотехнических изделий
Практический опыт: Производить технический тюнинг автомобилей Дизайн и дооборудование интерьера автомобиля Стайлинг автомобиля
Умения: Правильно выявить и эффективно
искать информацию, необходимую для решения задачи; Определить необходимые ресурсы; Владеть актуальными методами работы;
20

Оценивать результат и последствия своих действий. Проводить контроль технического состояния транспортного средства. Составить
технологическую документацию на модернизацию и тюнинг транспортных средств. Определить взаимозаменяемость узлов и агрегатов
транспортных средств. Производить сравнительную оценку технологического оборудования. Определять необходимый объем используемого материала Определить возможность
изменения интерьера Определить качество используемого сырья Установить дополнительное оборудование Установить различные
аудиосистемы Установить освещение Выполнить арматурные работы Графически изобразить требуемый результат. Определить необходимый объем используемого материала.
Определить возможность изменения экстерьера. Определить качество используемого сырья
Установить дополнительное оборудование.
Устанавливать внешнее освещение. Графически изобразить требуемый результат. Наносить краску и пластидип. Наносить аэрографию. Изготовить карбоновые детали.
Знания: Требования техники безопасности.
Законы РФ, регламентирующие произведение
работ по тюнингу Технические требования к
работам Особенности и виды тюнинга. Основные направления тюнинга двигателя. Устройство всех узлов автомобиля. Теорию двигателя
Теорию автомобиля. Особенности тюнинга
подвески. Технические требования к тюнингу
тормозной системы. Требования к тюнингу
системы выпуска отработанных газов. Особенности выполнения блокировки для внедорожников Знать виды материалов, применяемых в салоне автомобиля Особенности использования материалов и основы их компоновки Особенности установки аудиосистемы
Технику оснащения дополнительным оборудованием. Современные системы, применяемые в автомобилях Особенности установки
внутреннего освещения Требования к материалам и особенности тюнинга салона автомобиля. Способы увеличения, мощности двигателя. Технологию установки ксеноновых ламп
и блока розжига. Методы нанесения аэрографии Технологию подбора дисков по типоразмеру. ГОСТ Р 51709-2001 проверки света фар
на соответствие Особенности подбора материалов для проведения покрасочных работ Основные направления, особенности и требования к внешнему тюнингу автомобилей. Знать
21

ПК 3.4. Определять
остаточный ресурс
производственно го
оборудования.

особенности изготовления пластикового обвеса. Технологию тонирования стекол. Технологию изготовления и установки подкрылок
Практический опыт: Оценка технического состояния производственного оборудования.
Проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и ремонту производственного оборудования. Определение интенсивности изнашивания деталей производственного оборудования и прогнозирование
остаточного ресурса.
Умения: Визуально определять техническое
состояние производственного оборудования;
Определять наименование и назначение технологического оборудования; Подбирать инструмент и материалы для оценки технического состояния производственного оборудования; Читать чертежи, эскизы и схемы узлов и
механизмов технологического оборудования;
Обеспечивать технику безопасности при выполнении работ по оценке технического состояния производственного оборудования;
Определять потребность в новом технологическом оборудовании; Определять неисправности в механизмах производственного оборудования. Составлять графики обслуживания
производственного оборудования; Подбирать
инструмент и материалы для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту производственного оборудования; Разбираться в технической документации на оборудование; Обеспечивать технику безопасности
при выполнении работ по техническому обслуживанию производственного оборудования; Настраивать производственное оборудование и производить необходимые регулировки. Прогнозировать интенсивность изнашивания деталей и узлов оборудования; Определять степень загруженности и степень интенсивности использования производственного
оборудования; Диагностировать оборудование, используя встроенные и внешние средства диагностики; Рассчитывать установленные сроки эксплуатации производственного
оборудования; Применять современные методы расчетов с использованием программного
обеспечения ПК; Создавать виртуальные макеты исследуемого образца с критериями воздействий на него, применяя программные
обеспечения ПК.
Знания: Назначение, устройство и характеристики типового технологического оборудования; Признаки и причины неисправностей
22

4. Освоение одной или нескольких профессий
рабочих, должностей служащих
Выполнение слесарных работ

ПК 4.1 Выполнять
основные слесарные
операции при ремонте различных типов
двигателей
ПК 4.2 Выполнять
основные слесарные
операции при ремонте электрооборудования и электронных
систем автомобилей
в соответствии с технологической документацией

оборудования его узлов и деталей; Неисправности оборудования его узлов и деталей; Правила безопасного владения инструментом и
диагностическим оборудованием; Правила
чтения чертежей, эскизов и схем узлов и механизмов технологического оборудования;
Методику расчетов при определении потребности в технологическом оборудовании; Технические жидкости, масла и смазки, применяемые в узлах производственного оборудования. Систему технического обслуживания и
ремонта производственного оборудования;
Назначение и принцип действия инструмента
для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту производственного
оборудования; Правила работы с технической
документацией на производственное оборудование; Требования охраны труда при проведении работ по техническому обслуживанию и
ремонту производственного оборудования;
Технологию работ, выполняемую на производственном оборудовании; Способы
настройки и регулировки производственного
оборудования. Законы теории надежности механизмов и деталей производственного оборудования; Влияние режима работы предприятия
на интенсивность работы производственного
оборудования и скорость износа его деталей и
механизмов; Средства диагностики производственного оборудования; Амортизационные
группы и сроки полезного использования производственного оборудования; Приемы работы в Microsoft Excel, MATLAB и др. программах; Факторы, влияющие на степень и скорость износа производственного оборудования.
Умения: Пользоваться слесарным инструментом
Выполнять слесарные операции при ремонте
автомобилей
Знания: Техники безопасности при работе со
слесарным инструментом
Производственной санитарии
Основных слесарных операций
Умения: Пользоваться слесарным инструментом
Выполнять слесарные операции при ремонте
автомобилей
Знания: Техники безопасности при работе со
слесарным инструментом
Производственной санитарии
Основных слесарных операций

23

ПК 4.3 Выполнять
основные слесарные
операции при ремонте трансмиссии, ходовой части и органы
управления автомобилем в соответствии
с технологической
документацией
ПК 4.4 Выполнять
основные слесарные
операции при ремонте автомобильных
кузовов

Вождение автомобиля категории
«С»

ПК 4.5. Управлять
автомобилем

Умения: Пользоваться слесарным инструментом
Выполнять слесарные операции при ремонте
автомобилей
Знания: Техники безопасности при работе со
слесарным инструментом
Производственной санитарии
Основных слесарных операций
Умения: Пользоваться слесарным инструментом
Выполнять слесарные операции при ремонте
автомобилей
Знания: Техники безопасности при работе со
слесарным инструментом
Производственной санитарии
Основных слесарных операций
Умения: Безопасно управлять транспортными
средствами
Производить контрольный осмотр транспортных средств
Устранять возникшие во время эксплуатации
транспортных средств мелкие неисправности,
с соблюдением требований безопасности
Получать, оформлять и сдавать путевую и
транспортную документацию
Знания: Основы безопасного управления
транспортными средствами
Правила эксплуатации транспортных средств
и правила дорожного движения
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
Устройство и конструкционные особенности
обслуживаемых автомобилей

4.3. Личностные результаты
Личностные результаты
реализации программы воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически
активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный
к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2

ЛР 3

24

групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и
ценностей многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от
алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию
детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8

ЛР9

ЛР10
ЛР11
ЛР12

Л13. Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответ- ЛР13
ственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
Л14. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее ЛР14
достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных.
Л15. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого ЛР15
труда.
Л16. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения ЛР16
экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе.

Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями

25

Л17. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или ЛР17
стремительно меняющихся ситуациях

Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса
Л18. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику

ЛР18

26

ОУД.00
ОУД.01
ОУД.02
ОУД.03
ОУД.04
ОУД.05
ОУД.06
ОУД.07
ОУД.08
ОУД.09
ОУД.10
ОУД.11
ОДП.00
ОДП.12
ОДП.13

Распределение обязательной учебной нагрузки (включая обязательную аудиторную нагрузку и все виды практики в составе профессиональных модулей) по
курсам и семестрам
(час. в семестр)
II курс
III курс

I курс

всего занятий

в т. ч.

IV курс

1 сем.

2 сем.

3сем.

4 сем.

5 сем.

6 сем.

7 сем.

17 нед.

22

14

21

10

15

10

8
сем.
9

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

нед.

курсовых работ (проектов), индивидуальных проектов

О.00

2
Общеобразовательный
цикл
Базовые дисциплины
Русский язык
Литература
Иностранный язык
История
Обществознание (включая
экономику и право)
Химия
Биология
Физическая культура
ОБЖ
Астрономия
Родной язык
Профильные дисциплины
Математика
Информатика

Учебная нагрузка обучающихся (час.)

Лаб. и практ. занятий

1

Наименование циклов, дисциплин, профессиональных
модулей, МДК, практик

Формы промежуточной аттестации

Индекс

Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1 Учебный план 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

нед.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

/11/3

1404

592

30

612

792

0

0

0

0

0

0

/10/1
-/Э
-/ДЗ
-/ДЗ
-/ДЗ

921
78
118
118
118

314
14
10
116
0

0

429
34
34
68
51

492
44
84
50
67

0

0

0

0

0

0

-/ДЗ

108

0

51

57

ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
ДЗ
/1/2
/Э
-/ДЗ

78
40
118
70
39
36
483
254
100

28
10
108
16
12

34
0
51
70

44
40
67

0

0

0

0

0

0

278
160
62

39
30

36
183
81
34

300
173
66

27

ОДП.14
ОГСЭ.00
ОГСЭ.01
ОГСЭ.02
ОГСЭ.03
ОГСЭ.04
ОГСЭ.05
ОГСЭ.06
ЕН.00
ЕН.01
ЕН.02
ЕН.03
ОП.00
ОП.01
ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05

Физика
Общий гуманитарный и
социально-экономический
цикл
Основы философии
История
Иностранный язык в профессиональной деятельности
Физическая культура
Психология общения
Русский язык и культура речи
Математический и общий
естественнонаучный цикл
Математика
Информатика
Экология
Общепрофессиональный
цикл
Инженерная графика
Техническая механика
Электротехника и электроника
Материаловедение
Метрология, стандартизация
и сертификация

/Э

129

56

30

68

61

11З/-5ДЗ

576

382

0

0

0

ДЗ
З

54
54

ЗЗЗЗЗДЗ

180

180

ЗЗЗЗЗДЗ
ДЗ
ДЗ

180
54
54

180
10
12

1Э/ 1З/1ДЗ

180

62

Э
ДЗ
З

72
72
36

20
34
8

2З/9Э/18ДЗ

828

270

ДЗ
-/Э

126
126

-/Э

104

28

30

42

30

19

31

28

30

40

34

29

19
54

0

0

0

144

54

36

54
0

0

0

72

0

108

72
72
36

40
56

86
70

126

40

44

64

ДЗ

72

34

-/ДЗ

72

20

72
72

38

ОП.07

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

ДЗ

54

8

ДЗ

72

8

ДЗ

72

12

ДЭ

36

12

7Э/2З/10ДЗ

2538

556

П.00

48

76
22

72

ОП.10

118

292

ДЗ

ОП.09

82

212

Информационные технологии
в профессиональной деятельности

Охрана труда
Безопасность жизнедеятельности
Основы предпринимательской деятельности
Профессиональный цикл

60

54
54

ОП.06

ОП.08

164

0

0

0

90

18

72

54
72
72
36
18

0

36

164

476

296

584

510

472

28

ПМ.01
МДК.01.01
МДК.01.02
МДК.01.03

МДК.01.04

МДК.01.05

МДК.01.06
МДК.01.07
УП.01
ПП.01

ПМ.02
МДК.02.01
МДК.02.02
МДК.02.03
ПП.02.

ПМ.03

Техническое обслуживание
и ремонт автотранспортных
средств
Устройство автомобилей
Автомобильные эксплуатационные материалы
Технологические процессы
технического обслуживания и
ремонта
Техническое обслуживание и
ремонт автомобильных двигателей
Техническое обслуживание и
ремонт электрооборудования
и электронных систем автомобиля
Техническое обслуживание и
ремонт шасси автомобилей
Ремонт кузовов автомобилей
Учебная практика
Производственная практика
Организация процессов по
техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств
Техническая документация
Управление процессом ТО и
ремонта автомобилей
Управление коллективом исполнителей
Производственная практика
Организация процессов модернизации и модификации
автотранспортных средств

3Э/6ДЗ/1ЭК

1224

326

-/Э

216

120

ДЗ

54

16

-/Э

108

34

-/ДЗ

90

40

ДЗ

72

44

ДЗ

72

24

Э
ДЗ

72
288

48

ДЗ

252

4ДЗ/1ЭК

288

58

ДЗ

54

18

ДЗ

90

20

ДЗ

72

20

ДЗ

72

1ДЗ/4Э/1ЭК

360

18

0

36

124

174

36

100

80

134

360

396

0

54
18

24

40

44

90

72

72
72
288
252

0

0

0

0

0

54

26

64

26

64

144

54

72
72

104

0

0

0

0

54

108

198

0

0

29

МДК.03.01

Особенности конструкции
автотранспортных средств

Э

54

24

МДК.03.02

Организация работ по модернизации автотранспортных
средств

Э

54

24

54

Э

54

34

54

Э

54

22

ДЗ

144

2Э/4ДЗ/2ЭК

522

68

0

0

0

40

248

0

0

50

184

ЭК

288

36

0

0

0

40

248

0

0

0

0

Э

108

36

40

68

ДЗ

108

108

ДЗ

72

72

ЭК

234

32

0

0

50

184

Э

126

32

50

76

ДЗ

36

36

ДЗ

72

72

ДЗ

144

144

МДК.03.03
МДК.03.04
ПП.03

ПМ.04

ПМ.04.01
МДК.04.01
УП.04.01
ПП.04.01
ПМ.04.02
МДК.04.02
УП.04
ПП.04
ПДП.00

ПА
ГИА

Тюнинг автомобиля
Производственное оборудование
Производственная практика
Выполнение работ по одной
или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих
18511 Слесарь по ремонту
автомобилей
Технология проведения слесарных работ по ремонту автомобилей
Учебная практика
Производственная практика
Водитель автомобиля категории «С»
Теоретическая подготовка
водителей автомобилей
Учебная практика
Производственная практика
Производственная практика (преддипломная практика)
Всего часов обучения по
циклам
Промежуточная аттестация
Государственная итоговая
аттестация

5526

54

54
144

1862

0

48

0

612

0

828

0

612

0

828

576

846

612

612

198
6
нед.

216

30

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный
проект)

4
нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект)

1
нед.

ГИА.03

Демонстрационный экзамен

ВС

1
нед.
1
нед.
33
нед.
199
нед

Военные сборы
Каникулы
Всего

5940
дисциплин и МДК

612

828

612

648

576

414

360

288

Программа базовой подготовки

учебной практики

0

0

0

108

0

288

0

36

Дипломный проект

производст. практики

0

0

0

72

0

144

252

144

Выполнение дипломного проекта с ________ по ________
(всего 4 нед.)
Защита дипломного проекта с _________ по __________
(всего 1 нед.)
Демонстрационный экзамен 36 часов на группу

Всего

Государственная итоговая аттестация

преддипл. практика

144

экзаменов
дифф. зачетов

2

3

1

4+1

4

1+1

1+1

1+2

8

2

5

4

6

4

7

2

1

2

1

1

72

36

18

зачетов
ПА

36

36

31

2

17

= =
17

6 13 20
12 19 26

4 11 18 25 1 8 15 22
10 17 24 31 7 14 21 28

23

= =

18 0 0 0 8 8 ::

3

16 :: = =

11
|0 0 0 0 0 0
,5

4

10 8 8 8 8 8 8 8 = =

0 8 8 8 8 х x x x

Обозначения:

Теоретическое
обучение

Июнь

29-VI-5-VII

2 9 16 23
8 15 22 29

27-IV-3-V

2 9 16
8 15 22

30-III-5-IV

23-II-1-III

5 12 19
11 18 25

26-I-1-II

3 10 17 24 1 8 15 22
9 16 23 30 7 14 21 28

29-XII-4-I

6 13 20
12 19 26

Ноябрь

::

1

Октябрь

27-X-2-XI

1 8 15 22
7 14 21 28

29-IX-5-X

Курсы

Сентябрь

5.2. Календарный учебный график
5.2.1. По программе подготовки специалистов среднего звена
График учебного процесса.
Январ
ФевАпДекабрь
ь
раль
Март
рель
Май

0 0 0|8 8

Июль
2
6
13 0
1
19 2
2
6

Август
1 1
3 0 7 24
9 1 2 31
6 3

= = = = = = = = =
:
= = = = = = = =
:

8 8 8|:: = = = = = = = = =

:
∆ ∆ ∆ ∆ III III * * * *
* * * *
:
*

Учебная
практика

Практика производственная (по
профилю специальности)

Практика
производственная
(преддипломная)

Промежуточная аттестация

Итоговая государственная
аттестация

Каникулы

Подготовка к
итоговой государственной
аттестации

0

8

x

::

III

=

∆

32

5.3. Рабочая программа воспитания
5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их
социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям,
приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций
квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена на практике.
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для
развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественноценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающиеся профессиональной образовательной организации общих
ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого развития
государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания.
5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 3.
5.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 3.
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной
программы
6.1.1. Образовательная организация, реализующая программу по специальности 23.02.07
Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной
и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным
правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП перечень материально- технического обеспечения, включает в себя:
Перечень лабораторий, кабинетов, мастерских
Кабинеты:
1
гуманитарных и социально-экономических дисциплин
2
иностранного языка
3
математики
4
информатики
5
экологических основ природопользования
6
инженерной графики
7
технической механики
8
метрологии, стандартизации и сертификации
9
информационных технологий в профессиональной деятельности
10
правового обеспечения профессиональной деятельности
11
безопасности жизнедеятельности
12
охраны труда
13
автомобильных эксплуатационных материалов
14
технического обслуживания и ремонта электрооборудования
15
технического обслуживания и ремонта автомобилей
16
технического обслуживания и ремонта двигателей
33

17
1
2
3
4
5
1
2
3
1
2
1
2

устройства автомобилей
Лаборатории:
электротехники и электроники
материаловедения
автомобильных эксплуатационных материалов
электрооборудования автомобилей
автомобильных двигателей
Мастерские:
слесарно-механические
технического обслуживания автомобилей
разборочно-сборочные
Спортивный комплекс:
спортивный зал
тренажерный зал
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал

6.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий и баз практики по
специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей
Образовательная организация, реализующая программу по специальности 23.02.07
Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, должна
располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы
обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным
и противопожарным правилам и нормам.
6.1.2.2. Оснащение баз практик
Практика является обязательным разделом ППССЗ.
Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных
видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик:
учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией
при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено,
чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы
Реализация ППССЗ по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей обеспечивается доступом каждого студента к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ.
34

Во время самостоятельной подготовки каждый обучающийся обеспечен доступом в сеть
Интернет. Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу.
Библиотечный фонд Колледжа обеспечен печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5
лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы, включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
В читальном зале библиотеки колледжа для обучающихся доступны научные сборники,
реферативные и периодические журналы, собрания законодательных актов, кодексы РФ, компьютерные базы данных, учебники, учебно-методические пособия, словари, периодические издания
по электронике и социальной тематике.
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих обеспечивается учебнометодической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Все студенты и преподаватели имеют доступ в INTERNET-сеть через компьютерные кабинеты колледжа, библиотеки.
Для обеспечения обучения по данной ППССЗ с использованием элементов дистанционного
обучения используются дистанционные образовательные ресурсы:
- Дистанционная платформа http://zabedu.ru/
Обеспечен доступ к информационным ресурсам через каналы:
– к электронному федеральному порталу «Российское образование» http://www.edu.ru,
– к электронным информ. ресурсам РГБ http://www.rsl.ru,
– к электронным информ. ресурсам Российской Национальной библиотеки
http://www.nlr.ru, http://www.inion.ru/,
– к информационной системе «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://window.edu.ru/
– к глобальным поисковым системам http://www.google.com/, http://www.yahoo.com/,
http://search.msn.com/, http://www.gnpbu.ru
6.3. Требования к организации воспитания обучающихся
6.3.1. Условия организации воспитания (определяются образовательной организацией)
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе эффективности
и практическом опыте.
Для реализации Программы определены следующие формы воспитательной работы с
обучающимися:
– информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, совещания, собрания
и т.д.)
– массовые и социокультурные мероприятия;
– спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
–деятельность творческих объединений, студенческих организаций;
– психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации;
– научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады, чемпионаты и
др);
– профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастер-классы, квесты,
экскурсии и др.);
– опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся.
6.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
35

образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа
руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности: 17 Транспорт, 33 Сервис, оказание услуг населению
(торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги
гостеприимства, общественное питание и пр.) и имеющих стаж работы в данной
профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать
квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте
«Педагог
профессионального
обучения,
профессионального
образования
и
дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38993).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности: 17 Транспорт, 33 Сервис,
оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление
персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.) не реже 1 раза в 3 года
с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок),
обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт
деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности 17 Транспорт, 33 Сервис, оказание услуг населению
(торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги
гостеприимства, общественное питание и пр.), в общем числе педагогических работников,
реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.
6.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
6.5.1. Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы.
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего
профессионального образования по профессиям и укрупненным группам профессий, утвержденной Минобрнауки России 27 ноября 2015 г. № АП-114/18вн.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда преподавателей и
мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы
педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую
работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации
Организация и порядок проведения государственной итоговой аттестации определяется
Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования в ГПОУ «Приаргунский государственный
колледж» по актуализированным ФГОС и ТОП-50 и программой государственной итоговой аттестации по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

36

Государственная (итоговая) аттестация выпускника является обязательной и осуществляется после освоения программы в полном объеме и завершается выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации.
Целью Государственной (итоговой) аттестации (ГИА) является установление соответствия
имеющихся (продемонстрированных) в процедуре оценки профессиональных и общих компетенций требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной
квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект) В целях определения
соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ СПО
соответствующим требованиям ФГОС СПО ГИА проводится ГЭК, которые создаются Колледжем
по каждой реализуемой образовательной программе СПО.
В состав государственной экзаменационной комиссии входят от 5 до 7 человек. ГЭК
формируется из педагогических работников образовательной организации, лиц, приглашенных из
сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей
или их объединений, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.
При проведении демонстрационного экзамена (далее - ДЭ) в состав ГЭК входят также
эксперты организации "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)"
(далее - Агентство).
ДЭ предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения
выпускниками практических задач профессиональной деятельности.
Задания ДЭ разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с
учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных Агентством.
Раздел 8. Разработчики основной образовательной программы
Группа разработчиков
Димова Олеся Александровна, заместитель директора по учебно-производственной работе.
Дружинина Татьяна Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Вторушина Эрикназ Аваговна, заместитель директора по научно-методической работе.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».